Каратак, после смерти старшего брата ставший верховным рексом катувеллаунов и ещё множества других племён, уводил оставшиеся в его распоряжении силы в сторону нынешнего Лондона. Города тогда ещё не было, зато (в районе London Bridge) действовала паромная переправа.
Бритты переправились через Темзу и заняли оборону на её северном берегу. Римляне следовали за ними тем же маршрутом и вскоре тоже подошли.
Начала разворачиваться та же картина, что и на Медуэе. Армии стоят на противоположных берегах друг против друга. Батавы находят где-то брод, не считающийся таковым для всех остальных, но вполне пригодный для них самих. Переправляются.
Инженерные части римской армии начинают строительство моста выше по течению, в районе Вестминсера, где Биг Бен, Парламент и всё такое.
Вероятно, произошла стычка бриттов с батавами. Но воспрепятствовать переправе легионов, одновременно отражая атаки батавов, у Каратака сил не хватало, а ждать, пока вся римская армия прибудет на левый берег Темзы — чистое самоубийство.
Каратак ушёл, отступил с остатками своей армии на север, а потом — далеко на запад, в нынешний Глостершайр. Понятное дело, как минимум, половина его армии во время отступления разбежалась, так что пока — на некоторое время — римляне имели право войско Каратака в расчёт не принимать.
Римляне бросили строительство временного моста в Вентсминстере и начали строить капитальный, ныне известный как London Bridge, там, где у бриттов была паромная переправа. Здесь они застряли на некоторое время.
Придворные летописцы (а Дион Кассий у них передрал) тут же изобрели версию о том, что римская армия завязла в британских болотах, и только Гений Императора мог её из этих болот вывести. Необходимо личное присутствие императора и ещё — слоны, иначе из болота — никак.
Всё для того, чтобы скрыть истинную причину задержки. Чуть легионы не завоевали Британию в отсутствие главнокомандующего. В общем-то, после того как Каратак ушёл с берегов Темзы, по крупному сражаться особо и не с кем было. Оставалось совершить победный марш на вражескую столицу — Камулодунум.
Вот для того, чтобы этот марш возглавить, Клавдий и прибыл в Британию. Со слонами. Нет, дело понятное — император во главе победоносной армии, покорение большой страны, Триумф и так далее. Но слоны зачем? Вот захотелось, и всё.
Несмотря на то что мост был уже построен, легионы через Темзу пока что не переправлялись. Только репетировали торжественную переправу. Каковую и исполнили впоследствии, во главе с прибывшим наконец-то к месту действия императором.
Репетициями легионы занимались целых полтора месяца. Они вышли к Темзе 7−10 июня, Клавдий прибыл только в конце июля.
Дальше — стокилометровый марш на Камулодунум (Колчестер). Не только сопротивления не предвиделось — в столицу катувеллаунов загодя были приглашены (добровольно-насильно) одиннадцать британских рексов, для того чтобы они засвидетельствовали своё подчинение императору.
Правда, упоминается о каком-то сражении (стычке) возле Брентвуда. Похоже, миф. Кому это в голову могло прийти — с какими-то ничтожными силами пытаться противостоять разгромившим мощную армию катувеллаунов легионам? Но как же так — получается, блистательный Клавдий ни в одном сражении не участвовал? И слоны? Вот чтобы это недоразумение устранить, и появилась соответствующая запись в придворных летописях.
А вообще, римляне могли, чего доброго, инсценировку сражения устроить, с них бы сталось.
Вместе с сайтом «Римская Британия» попробуем разобраться, кто конкретно, какие одиннадцать царей, в 43-м присягнули Риму.
Верика, рекс атребатов. Этому товарищу, понятное дело, деваться некуда. Именно под лозунгом возвращения Верики на трон вся британская кампания и затевалась.
Неизвестный по имени рекс бригантов. Появление этого господина в Камулодунуме несколько неожиданно — его владения на севере, далеко (Ливерпуль, Лидс, Карлайл и даже Ньюкасл). Но есть более-менее надёжные сведения, что явился. Возможно, кто-то бригантов сильно обижал.
Антедиос, рекс иценов. Норидж и окрестности. Понятно. Римская армия — у границы его владений.
Админус, старший брат Тогодумна и Каратака, в качестве рекса кантиаков (Кент). Изгнан братьями и уже некоторое время жил в Риме.
Волисиос, рекс коританов. До римлян находился в подчинении у Катувеллаунов. Ист-Мидлэндс.
Рекс северных добунниев Бодвок. Неустойчиво себя чувствовал, и катувеллауны могли обидеть, и сами добуннии были разделены на враждебные лагеря. Где-то между Глостером и Оксфордом. Не очень похоже, чтобы Бодвок на тот момент что-то реально контролировал, если только пару деревень. Потом — да, опираясь на мечи и копья XIV легиона.
Рекс парисиев, обитавших примерно от Халла до Мддлсборо.
Возвращаясь к Верике. Видимо, несмотря на лозунги, римляне ему не сильно доверяли и слишком много власти давать не хотели. Вплоть до того, что отобрали часть земель и создали, по крайней мере, два новых искусственных бриттских племени.
Первое — регниссии. Сассекс. Их рексом был назначен Когидумн. Не очень понятно, за какие заслуги. По национальности, видимо, атребат, но его полное имя о чём-то говорит — Тиберий Клавдий Когидумн, явно в честь императора.
Второе — как-то непонятно. Белги. Несмотря на то, что и катувеллауны, и атребаты, и кантиаки, и многие другие тоже были белгами. Имя рекса неизвестно.
Это девять получается. Ещё двое, по-видимому, никаких прав на то не имея, принесли присягу Клавдию от имени катувеллаунов и триновантов и сгинули мгновенно со страниц истории.
То есть из одиннадцати семь — конкретно римские марионетки.
Сообщение о таком знаменательном событии, как подчинение британских королей, было немедленно передано через сигнальные вышки на берег Ла-Манша, потом, кораблём, в Галлию, дальше — в Рим.
Клавдий, совершив торжественную переправу через Темзу, торжественный марш на Камулодунум, торжественный въезд в столицу катувеллаунов на слоне (или в сопровождении слонов), приняв у рексов торжественную присягу, быстренько отбыл на континент, проведя в Британии всего шестнадцать дней.
Пока до Рима добрался, пока то-сё, Триумф был отпразднован уже в 44 году.
Авл Плавтий был назначен наместником новой провинции и остался разбираться с недобитыми катувеллаунами и прочими насущными проблемами. Столицей провинции стал Камулодунум, где римляне сразу же начали строить крепость по всем правилам тогдашней науки и техники.
Но этим кампания 43 года не ограничивается. Раз уж так старались биографы Веспасиана, надо будет рассказать о рейде II Августова легиона по южному побережью.
Сейчас Гегель считается одним из величайших умов человечества. А что его не понимают - так гениев всегда не понимают. А выходит, при...