Фонтаны Цвингера
А история фонтанов на этот раз имеет немецкие «корни». В средневековой Германии князья во всём копировали «короля-солнце», построившего Версаль. Дань французской моде сочеталась с научными интересами, такими как вторичное открытие фарфора мастерами Саксонии. Потому-то назначение Цвингера менялось.
Поначалу Цвингер, название которого связано с крепостью (буквально — место между двумя валами), построенный в Дрездене в начале XVIII века, был оранжереей, а позднее стал Королевским комплексом естественнонаучных музеев. Нам же интересен тот период, когда Цвингер существовал как место отдыха в восточном стиле. А удивиться тогда было чему, ведь в северной области Германии, где цитрусовые по-настоящему не вызревали, каждую весну расцветал сад, напоминающий иллюстрацию к сказкам про Аладдина. Деревца с оранжевыми и жёлтыми плодами, пахучими лавровыми листьями высаживались в кадки и в тёплое время года выносились прямо во двор.
Позднее, наряду с оранжереей, был выстроен фарфоровый замок Августа Сильного и «водяной театр», названный Купальней нимф. Гуляющие придворные, попадая в отдалённые уголки сада, как будто невзначай могли встретиться с древними божествами, фавнами, нимфами, тритонами и морскими чудовищами, а на балюстрадах увидеть детские фигурки и вазы с цветами.
Разрушенный в 1945 году американской авиацией Цвингер в 60-х годах был восстановлен. До наших дней здесь сохранился Японский дворец и выставлено самое большое в мире собрание фарфора.
Русские хороводы
Не отставала от Запада и Россия. Гатчинская мыза, или загородный охотничий дом, был щедрым подарком Екатерины II своему фавориту, любителю «красной потехи», графу Орлову. Впоследствии достаточно скромная задумка стараниями архитекторов и строителей стала великолепным дворцово-парковым ансамблем.
Сама природа с её живописным рельефом, родниковыми озёрами, с речками и протоками позволила создать в этом месте уникальный пейзажный парк. Любил загородную вотчину и постоянно там жил Павел I, при нём перед дворцом появился плац для военных парадов, регулярные сады, парковые павильоны, каменные ворота и мосты.
Позднее император Александр III избрал Гатчину своей резиденцией и в течение многих лет перестроенный и обновлённый дворец оставался самым любимым, родным и тёплым домом для всех членов императорской семьи.
В настоящее время дворец могут осмотреть все желающие, как, впрочем, это было и в прошлом. Экскурсовод, рассказывая о быте царской семьи, обязательно подчеркнёт, что члены царской фамилии и прислуга занимали лишь несколько комнат на первом этаже. На третьем этаже сохранились в неприкосновенности парадные интерьеры. Музейные атрибуты — картины, драгоценности из золота и серебра, предметы мебели, костюмы, скульптура, драпировки — дополняются живописным видом из окна. Немного воображения — и можно легко перенестись в XIX век, представив, как на полянке девушки водят хороводы, поют и играют, показывая важным, чаще иностранным, гостям идиллические картинки народной жизни.
Интерактивность: развлечение, отдых, обучение
Пришедшие из прошлого века новые «музейные» тенденции показали свою состоятельность и в веке нынешнем. Уже несколько десятков лет и в России, и на Западе успешно существует новый тип музея — интерактивный. Главная идея проста: отказываемся от привычного монолога экскурсовода и пассивного осмотра экспозиции, а вовлекаем людей в активное взаимодействие с экспонатами.
Испытать на себе «новинку» автору этих строк впервые довелось в Гатчинском музее. Для выхода царевен к купальне прямо из дворца строителями был прорыт довольно длинный тоннель. Оказавшись в прохладе таинственного полумрака и несмело ступая по каменному полу, мы по просьбе экскурсовода хором прокричали в невидимую глубину: «Кто здесь прави-и-ил?» И притихшие и окончательно заинтригованные услышали слабое эхо и угадали ответ: «Па-а-авел!»
О музейной тишине и скуке в этом случае можно забыть. Несколько часов и для отдельного посетителя, и для туристической группы пролетают незаметно. Увлекутся все: и школьники, и студенты, и семьи — бабушки-дедушки, папы-мамы с детьми.
В одном случае интерактивность достигается благодаря техническому оснащению. Такие музеи есть в крупных городах России, за рубежом.
Например, музей Виктории и Альберта в Англии. Отдел британского искусства всю информацию о портрете или пейзаже позволяет получить простым нажатием кнопки. Прямо в зале музея можно собрать причудливую старинную раму из магнитиков, одеть куклу в старинные костюмы, смастерить антикварное кресло, заодно по описаниям разобравшись с отличиями в стилях «барокко» и «рококо». Желающим сделать выписки из древних английских манускриптов работники музея предложат присесть на раскладные стулья и снабдят бумагой и карандашом.
Другой же случай — наш. Региональный, природный, экологичный. Музеев деревянного зодчества в России много, вот их неполный список: в Костроме, на территории Ипатьевского монастыря, «Лесная крепость» под Москвой, «Хохловка» в Пермском крае, в уральском посёлке Нижняя Синячиха, на территории усадьбы помещиков Львовых в Тверской области, Новгородский музей Витославицы, «Костромская слобода», «Малые Корелы» недалеко от Архангельска, Томский музей деревянного зодчества и, наиболее известный, музей-заповедник на острове Кижи.
Памятники деревянного зодчества на Руси — явление уникальное, не имеющее аналогов в мире. Первенство по количеству строений у музея «Малые Корелы»: на 140 га располагается 120 памятников деревянного зодчества, а по посещаемости впереди оказывается Суздаль — 250 000 туристов в год.
Как легко, красиво и интересно вы рассказываете о разных музеях! Спасибо.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Алдон Мехметов, спасибо вам, что прочли текст.
Музеи - моя слабость. Очень люблю осматривать экспонаты и обязательно задаю вопросы экскурсоводам. Об этих людях тоже можно написать отдельный материал - одни из немногих, кто сохраняет в себе хороший баланс патриотизма и энтузиазма со здоровым консерватизмом.
0 Ответить