Среди жанровых картин выделяются несколько, которые образуют как бы цепочки, рассказывающие о жизни девушек. От картины к картине меняется обстановка, одежда, но в них угадывается какое-то личное отношение автора к тому, что он писал. Вероятно, эти сцены происходили у него на глазах, возможно, и при его участии.
«Лютнистка». Комната с небольшой шпалерой на стене, стол с точеными ножками покрыт бархатной скатертью. Молодая блондинка сидит за столом, на нем лежат нотные тетради: одна большая, другая поменьше. В руках блондинки — лютня с чуть ли не с тридцатью струнами.
Взгляд блондинки устремлен куда-то поверх нот и стола, вдаль, видимо, к двери. Она только что успела взять аккорд, как тут кто-то пришел. Визит не был неожиданностью: она завита, аккуратно причесана, красиво одета. На ней — жакетка с оторочкой рукавов и подола, блестящее платье до пола, в волосах — красные ленточки и темно-коричневый бант.
«Лютнистка играет для двух мужчин». Девушка с лютней в руках сидит перед нотами, лежащими на столе. За столом сидит довольно упитанный мужчина с длинными кучерявыми волосами, в шляпе, с перевязью. У него в руках — нотная тетрадь, он как бы дирижирует.
Рядом с ним стоит другой кавалер, в плаще и шляпе. Он с какой-то иронией смотрит на своего товарища.
Девушка как бы в недоумении, она не знает, чего добивается ее гость. За ее стулом — маленькая собачка, поджала хвост (от страха?). На столе — подсвечник, у стенки — кровать под балдахином.
«Концерт». Девушка держит в руках лютню и показывает что-то в нотной тетради юноше, который сидит напротив нее. У него длинные, ниже плеч вьющиеся рыжеватые волосы, в руках — другая нотная тетрадь.
Рядом с ним — молодой человек в шляпе, в черном одеянии с белым галстуком, на поясе видна рукоятка кинжала.
Оба музыканта сидят за столом, за ними видна полуоткрытая дверь, на стене висит картина с каким-то морским пейзажем.
Она как бы погружена в музыку, он пристально смотрит на нее с таким выражением, как будто ему до музыки нет никакого дела.
«Письмо». Кровать под балдахином, покрытый скатертью стол. На столе — чернильница с пером, под которой лежит сложенное письмо, свеча в подсвечнике, ожерелье.
Две женщины и мужчина. Женщины: одна — хозяйка, другая — служанка. Служанка убирает со стола позолоченные кувшин и блюдо. Хозяйка повернулась лицом к гостю. Ее руки почти скрещены на груди, она закрыта, она не хочет разговаривать, она не хочет брать письмо, которое ей протягивает мужчина. Служанка смотрит на хозяйку с некоторым недоумением: мол, что это ты так?
Письмо принес мушкетер, совсем мальчик: за спиной мушкет, на ногах — ботфорты. На левом ботфорте есть шпора, на правом — нет. Вероятно, потерял, когда скакал к даме с письмом. У него — поза просителя, мол, возьми, пожалуйста! А она — нет, не возьму, мне это не надо!
И собачка тоже против посетителя: присела, сейчас обгавкает.
«Офицер предлагает девушке деньги». Фон — большой камин, кровать под балдахином. Накрытый скатертью стол, на столе — виноград, персики. У стола сидят девушка и довольно зрелый мужчина (лет 40−45).
Он — военный, на нем кираса, шпага (уткнулась в пол), ботфорты со шпорами. У нее в руках — рюмка и графин. У него в левой руке — пустой кошелек, деньги из которого — в правой руке (по цвету и размеру — золотые монеты). Он их протягивает девушке. Видимо, это плата за предстоящее удовольствие.
Она смотрит на свечение монет, потупилась, слегка раскраснелась… Согласится ли она? Несомненно! Их колени соприкасаются, еще минута, еще бокал вина…
Только вчера репродукции картин Терборха выложили на одном знакомом сайте. Очень жизненно, я проникся.
0 Ответить
Неужели все картины этого художника так однообразны? Скучно-коричневые цвета, кровати с балдахинами, бархатные скатерти, похожие лица, лютнистка одна и та же...
А рассказ, как всегда, хороший, спасибо.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Елена Максимовская, мне трудно сказать обо всех картинах. Я выбрал для статьи те, что навели на мысль о какой-то последовательности в сюжетах. И я попытался их соединить, как бы "спаять".
Спасибо за оценку.
0 Ответить
Интересно, для кого писал художник? Кто покупал его картины?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Александр Ягольник, "сие есть тайна великая, покрытая мраком".
Предположить, что это кто-то заказывал? Вряд ли. Скорее всего, это он писал для себя. Но что заставило его не один раз возвращаться к теме - вот вопрос. Ответа нет. По крайней мере, у меня.
0 Ответить
Борис Рохленко, Мне всегда было интересно, кому мы обязаны, когда видим работы старых мастеров: меценатам, торговцам картинами, оформителям (включая церковь) или желанию художника писать несмотря ни на что?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Александр Ягольник, мне кажется, всем сразу. Первое, безусловно, желание художника. Второе - меценаты и заказчики (в том числе и церковь). А торговцы - они посредники между коллекционерами и держателями картин. Кто-то оказался таковым в силу обстоятельств, кто-то покупал и решил продать (нужны деньги или изменились вкусы). Уберите одно из звеньев-цепочка развалится. И тогда художника просто забывают, он исчезает из истории.
В наш век очень активную роль в этом процессе (сохранения работ художников и пропаганды их искусства) играют галереи.
Они покупают, продают, обмениваются выставками и экспонатами.
Кстати, именно музеи выставляют на своих сайтах работы, которые можно видеть и изучать. Не все одинаково хорошо это делают, не во все музеи есть доступ, но раньше, до интернета, невозможно было представить путешествие по двум десяткам галерей, чтобы увидеть работы мастеров.
Так что мы обязаны всем.
0 Ответить