Ученые Уильям Эмерсон и Роберт Л. Ван Найс подробно исследовали самую эффектную часть сооружения — купол собора, который в первоначальной идее был сферический и очерчивал окружность диаметром 31 метр. Его высота от пола — 51 метр. Покоится купол на четырех опорах (парусах). Некоторые его отклонения от идеальной сферы и окружности объясняются многочисленными разрушениями и перестройками.
В сериях публикаций 40−50-х годов ХХ в. Эмерсон и Л. Ван Найс представили детальный отчет о возведении второго купола Святой Софии Исидором младшим и восстановительных работах X и XIV веков. Они оценили вклад архитектора Трдата из Армении в восстановление собора в Х в. на основании византийских письменных источников и осмотра сооружения. Ученые сделали вывод, что Трдат заново построил западную часть купола и укрепил западную арку. Изучив каменную кладку на внутреннем основании купола, они решили, что явная асимметрия — это результат расширения большой западной арки. Ученые убеждены, что Трдат увеличил высоту арки, которая имеет вогнутость, и предположили, что она создана намеренно из-за опасной наружной выпуклости южной части купола, которая сохранилась с VI века, а для большей устойчивости купола Трдат заложил две пары окон на разных концах сегмента (статья «Архитектор Трдат и купол Святой Софии», Кристина Маранчи).
Святая София
В 330 году император Константин перенес столицу Римской империи в город Византию, которую переименовал в Новый Рим. Однако название не прижилось и город стали называть Константинополь. В том же году Константин заложил базилику и назвал ее Святая София.
Из-за мятежей в городе церковь не раз восстанавливали. Во время мятежа 532 г. она была сожжена, а император Юстиниан готов был бежать из страны, когда полководец Велизарий с войсками вошел в Константинополь и подавил восстание. В честь этой победы Юстиниан решил построить самый большой храм в мире. Для этой цели он выкупил земли вокруг сгоревшей базилики и пригласил известных архитекторов: Анфимия из Тралл и Исидора из Милета.
На стройке ежедневно работали 10 тысяч рабочих. Для собора везли лучший мрамор: из Проконеза, Каристоса, Ясоса, Фригии, и даже готовые колонны из языческих храмов Рима, Афин, Эфеса и Баальбека. Много новшеств было использовано при строительстве: известь готовили на ячменной воде, в цемент добавляли масло, в растопленное золото бросали ониксы, топазы, жемчуг, аметисты, сапфиры, рубины — этим материалом покрыли престол. На строительство храма уходили все доходы империи — храм украсили мозаики на золотом полу, стены храма полностью были покрыты мозаиками, вместо иконостаса — 12 серебряных колонн с золотыми капителями, на которых стояли иконы. Только в ризнице было 40 000 фунтов серебра.
Храм был построен за пять лет, его освящение вылилось в празднества: город ликовал пятнадцать дней. Это было в 537 году. Византийский летописец VI века Прокопий так пишет об этом соборе: «…храм представлял чудесное зрелище — для смотревших на него он казался исключительным, для слышавших о нем — совершенно невероятным. В высоту он поднимается как будто до неба и, как корабль на высоких волнах моря, он выделяется среди других строений, как бы склоняясь над остальным городом, украшая его как составная его часть, сам украшается им, так как, будучи его частью и входя в его состав, он настолько выдается над ним, что с него можно видеть весь город, как на ладони. …Можно было бы сказать, что место это не извне освещается солнцем, но что блеск рождается в нем самом: такое количество света распространяется в этом храме».
Землетрясение 558 года разрушило восточную часть купола Святой Софии. Восстанавливал купол Исидор, племянник архитектора Исидора из Милета, он поднял купол на 9 метров. По словам очевидцев, София утратила легкость, которой так восхищались современники.
Еще более сильное землетрясение 989 года разрушило западную часть купола.
Есть две версии, почему работа по восстановлению купола была поручена архитектору Трдату из Армении: по одной из версий, Трдат был в Константинополе и предложил свои услуги, по другой — Трдат, как известный в Армении и Византии архитектор, был приглашен в Константинополь, потому что имел богатый опыт работы с большими куполами.
Архитектор Трдат
Трдат (дар богов) (950−1020 гг.) был известным зодчим Армении во времена царей Багратуни. После того как царь Ашот III перенес столицу Армении из Карса в город Ани (ныне в Турции, на границе с Арменией), Трдат построил кафедральный собор в Аргине — католикосат (рядом с Ани, тип купольного зала), и кафедральный собор в Ани (тип купольной базилики) — оба с большими куполами, а также церковь Сурб-Ншан (святое Знамение) в Ахпатском монастыре и церковь Григория в Ани (Гагикашен, 3-ярусная ротонда).
Трдат был опытным зодчим, но в Армении архитекторы работали с крупными каменными глыбами, а купол собора Святой Софии был сделан из кирпича и известняка. Трдат представил план восстановления собора, чертеж и модель, как будет выглядеть собор после реставрации. Это было ново для Византии, до этого никто из архитекторов не делал чертежи. Кроме того, во всех сооружениях Трдат использовал паруса под куполом, как в Святой Софии. Все вместе послужило Трдату лучшей рекомендацией.
Но Константинопольские масштабы были иными, что значительно увеличило сложность стоящих перед архитектором задач. Трдат улучшал свои методы по ходу работ, что увеличивало их стоимость. Византийский летописец замечает, что леса, возведенные Трдатом при восстановлении купола, обошлись казне в тысячу ливров золотом.
В 994 году собор Святой Софии был восстановлен. Результат работы архитектора Трдата — ныне музей Айя-Софья — радует посетителей уже более тысячи лет.
И вам спасибо за познавательную статью
0 Ответить
Небольшой кусочек очереди желающих увидеть Айя Софью
1 Ответить
Наталья Дюжинская, спасибо за отзыв и фотографии!
0 Ответить
Воистину, век живи - век учись. Отличная статья, и какое величие собора!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Юрий Орлов, спасибо!
0 Ответить
Музей мозаик Фетхие Стамбул.Купольная базилика 4 века
1 Ответить
Нужно сказать-османы поступили благоразумно, не стали разрушать храм, взрывать, разбирать и рушить,а укрепили его минаретами, заштукатурили фрески ( благодаря чему мы их можем видеть по сей день ), повесили щиты с именами пророков.Сейчас в Айя Софье такой симбиоз ислама и христианства: византийские мозаики и исламские щиты.Мне нравится.Когда мы жили на Кипре, Греческая православная Церковь присылала официальное письмо-петицию и письмо на е мейл с просьбой подписать прошение о превращении музея Айя София в православный храм. Зачем? Снова распри? Пусть будет музей и миллионы людей со всего мира будут приезжать и смотреть....
0 Ответить