Известно, что похороны Ленина состоялись на Красной площади 27 января 1924 года. Похороны, но без предания тела земле. Высшее руководство страны, зная о предшествующих удачных опытах по бальзамированию умерших, распорядилось сохранить тело вождя нетленным.
Для этого были вызваны специалисты, а в качестве «пристанища» для Владимира Ильича соорудили деревянный склеп по проекту архитектора
Дерево — материал, безусловно, хороший. Однако в данном случае его использование не совсем соответствовало сложившейся ситуации. Для вождя мирового пролетариата решили устроить более достойное сооружение, соответствующее его месту в истории. Поэтому и было принято решение о строительстве постоянного гранитного мавзолея.
В 1925 году даже был объявлен всенародный (тогда слово «всесоюзный» ещё не прижилось) конкурс предложений и проектов по предстоящему оформлению нового мавзолея на Красной площади. Проектов, конечно, предоставили на суд комиссии много, но победил снова эскиз Щусева. Возможно, из-за того, что архитектор уже успел проявить себя годом ранее при проектировании деревянного мавзолея.
Но какой материал использовать при строительстве? Здесь мнения членов комиссии расходились. Выбор был велик, и определиться представлялось задачей сложной. Однако в Москву из Полесья (Украина) были переданы образцы природного камня, что и решило задачу с выбором материала. Образцы Щусеву доставил горный инженер из Житомира Михаил Захарович Миллер, который и предложил использовать хорошо известный ему природный материал для преображения мавзолея.
О Миллере известно то, что он являлся техническим руководителем Головинского карьера близ Житомира. Михаил Захарович любил свое дело и в своей среде слыл высококлассным специалистом. Карьер, который он курировал, поставлял стране уникальный черный лабрадорит. Его уникальность состояла не только в высокой прочности, но и в исключительной эстетической привлекательности. Ведь именно в здешних камнях содержалось много лабрадора — ценного породообразующего минерала. К тому же, на тот момент в СССР разрабатывалось только одно месторождение черного лабрадорита — как раз в Житомирской области.
Вообще, Миллер, как хороший специалист, счел своим долгом еще раз сообщить в Москву, что в 60 километрах от Головинского карьера можно добыть темно-серый лабрадорит (Турчинский карьер). Кроме того, рядом с Головинским карьером имелся Слипчинский, где располагались запасы бархатно-черного габбронорита. А между селением Турчинка и Житомиром были замечены выходы красного лезниковского гранита.
Примечательно, что до этого времени красный гранит на территории области не добывали. Таким образом, Михаил Захарович Миллер содействовал освоению местных природных богатств. Что, в общем-то, принесло много плюсов.
Интересная статья. А почему куб обозначал вечность, я думала, что пирамида? Ждем продолжения.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Лена Белка, так он и сделан в виде куба, но сходящегося вверху. Это и есть намёк на пирамиду. В архитектуре описываемого времени были другие традиции.
0 Ответить
Максим Мищенко, весьма заинтересован вашей статьей!
Прочитал все три, но хотел бы подробнее узнать именно о проекте самого сооружения.
Есть сведения, что Щусев взял за основу ритуальные постройки секты молоха, однако документально подтвержденных данных по этому поводу мне нигде обнаружить не удалось.
Недавно ШЖ была опубликована моя статья о пирамидах, там даются некоторые ретроспективы по архитектурному анализу самих построек. По сути, можно предположить, что мавзолей являет собой симбиоз храма, пантеона и памятника ранней культуры СССР.
0 Ответить
Сергей Гусаров, я изучал по этому поводу советскую литературу (1985- 1988 гг.), а там, как Вы понимаете, сведения были ограничены. Но можно поискать ещё материалы, тем более, что Вы заинтересовали меня своими комментариями.
0 Ответить
Максим Мищенко, рад взаимной заинтересованности! Можно даже объединить усилия.
0 Ответить