Из интервью с Гари Муром:
«- Были ли Вы шокированы, когда выиграли конкурс „Что слушают домохозяйки“?
— О, да!!! Если бы домохозяйка, послушав сингл, купила альбом „Run For Cover“ или „Still Got The Blues“, она бы испугалась. Я прекрасно представляю, как она с тухлой миной выкидывает пластинку в ведро или сдает ее назад в магазин».
Конечно, Мур был известен и до выхода своего суперхита. Сначала как гитарист группы THIN LIZZY, а затем и как сольный исполнитель песен в стиле «хард-н-хэви».
Надо сказать, что и в начале сольной карьеры Гари о блюзе не забывал. Достаточно послушать его первый сольный хит «Parisienne Walkways» с альбома 1978 года, чтобы понять — все его блюзовые «фишки» присутствовали ещё тогда. Более того, именно в этой песне мы можем услышать самое тягучее «муровское» соло. Впоследствии на концертах Гари умудрялся задерживать звучание вступительной ноты на десять, а то и более, секунд. Особенно рьяные поклонники даже приходили на выступления с секундомером, чем гитариста изрядно бесили.
Кстати, на своём первом сольнике Мур петь ещё стеснялся. Поэтому призвал на помощь своего друга и коллегу по THIN LIZZY — Фила Лайнотта. Лайнотт, как и Мур, считал себя ирландцем, однако, благодаря папе-бразильцу, внешне он был? ни дать ни взять, негр (или корректнее афроирландец?).
Филу песня «Parisienne Walkways» («Парижские дорожки») обязана не только вокалом, но и текстом. Дело в том, что поначалу она представляла собой чистый инструментал и даже была в таком виде записана. Текст наложили в последний момент, и на оригинальной записи это чувствуется (кажется, что Лайнотт поёт на фоне самостоятельной композиции).
Особых ставок на «Parisienne Walkways» Мур не делал, но слушатели песню полюбили и вознесли на 8-е место британского хит-парада.
Ну, а в 1982 году гитарист окончательно решил заняться сольной карьерой, заиграл модный тогда «металл» и сам начал петь. Всё было в меру успешно, хотя и без особых музыкальных откровений — такие себе бодрые и мелодичные песенки, вполне в духе времени.
Из «металлических» вещей Мура выделялась лишь песня 1985 г. «Over The Hills And Far Away». Гитарист говорил, что написал её после гибели Лайнотта, вдохновляясь кельтскими мотивами, которые его друг так любил. Второе рождение эта песня пережила в 2001 году, когда её перепела группа NIGHTWISH. Сам автор к каверу финнов относился без восторга — мол, ничего нового — обычное караоке. С этим не поспоришь, хотя вокал Тарьи Турунен всё-таки доставляет…
Так тянулось до 1989 года, пока Мур не начал ощущать, что имидж «металлиста» его тяготит. А тут ещё он прикупил новую гитару марки Les Paul, которая для «металла» не годилась, а вот для блюза была в самый раз. Как-то на гастролях в Германии, терзая в гостинице свой Les Paul, Мур сочиняет ту самую знаменитую «Still Got The Blues», название которой очередной раз обыгрывает двоякость слова «blues» (можно перевести и как «Всё ещё грущу», и как «Всё ещё играю блюз»).
Играть блюз показалось Муру столь органичным, что он решился сменить колею и записать целый блюзовый альбом. Говорят, что в ряду тех, кто подбил его на столь рискованный шаг, числился сам Джордж Харрисон — сосед Мура по лондонской квартире.
Гари Мур:
«Я встретился с Харрисоном на вечеринке в кабачке на Темзе. Он подошел и сказал, что ему очень нравится моя манера игры, и даже подкинул несколько творческих идей для песни «Still Got The Blues».
…Мне было далеко за тридцать, и я не хотел и в сорок, и в пятьдесят играть всё ту же музыку, потому что это было бы смешно. Блюз куда элегантнее.
…Мне хотелось сделать что-то новое, совершенно спонтанное. И я сказал своему менеджеру, что хотел бы записать блюзовый альбом, потому что с этой музыки я начал играть еще ребенком, и она долго была близка моему сердцу".
Впоследствии найдутся те, кто будет утверждать, что причиной смены стиля было коммерческое чутьё Мура. Гитарист же говорил, что действовал чисто интуитивно. Поначалу ему даже казалось, что блюзовый альбом — просто некий «музыкальный антракт» для души.
Гари Мур:
«Зрители кричали: „Где настоящий Гари Мур?“ А я подумал: „Чёрт возьми, неужели так и пойдёт?“…
Съездив в турне „Still Got The Blues“, я потерял немало фанатов, но приобрёл ещё больше. Честное слово, я не знал, что так получится».
Действительно, тираж альбома «Still Got The Blues» уже спустя несколько месяцев превзошёл тираж предыдущего «металлического» альбома «After The War».
Однако критика исходила не только от старых фанатов, но и от ревнителей чистоты блюза. Последние считали, что блюзы Мура слишком попсовые, выхолощенные, приглаженные, лишённые необходимой «шероховатости». Гари особо этого и не отрицал, хотя для авторитетности и пригласил на запись альбома таких видных блюзменов, как Альберт Кинг и Альберт Коллинз.
Гари Мур:
«Это был самый легкий альбом в моей жизни. И не то чтобы я решил однажды вечером надеть новую шляпу и стать Би Би Кингом. По этой пластинке абсолютно ясно, что я играю с прежней роковой насыщенностью и огнем, как всегда.
…Когда я начал работать над альбомом „Still Got the Blues“, он был сдержанным и не очень шумным. Но ближе к завершению он стал больше походить на роковый альбом с непропорциональными музыкальными излишествами, а когда выехали с ним в турне, то и вовсе зазвучал как рок-н-ролльный».
Впрочем, мастера блюза на Мура особо не обижались. Ведь именно его «эстрадные» блюзы, под которые плавно покачивались пары по всему миру, популяризовали этот жанр в широких массах. Блюзовый «реннесанс» начала 1990-х — не в последнюю очередь заслуга ирландского гитариста.
Недаром альбом «Still Got The Blues» и одноименная песня стали единственными релизами Мура, которые попали в ТОП-100 на родине жанра — США.
Правда, в 2008 году разгорелся небольшой скандал. Немецкая группа JUD’S GALLERY подала в суд Мюнхена иск на Мура, в котором утверждалось, что композиция «Still Got The Blues» — плагиат их песни 1974 года «Nordach». То, что «Nordach» никогда на носителях не выходил, суд не смутило — ведь Мур мог слышать её на концертах и по радио. Гари, понятное дело, клялся, что этой песни никогда не слышал, но суд сказал, что нарушение авторских прав не зависит от прямого воровства… Вот так. Хотя по этому принципу обвинить в плагиате можно, как минимум, половину композиторов былого и грядущего…
В остальном творческая карьера Мура протекала вполне стабильно. Получив признание в широких массах, он мог позволить себе реализовываться, как душе угодно. Он продолжал выдавать на-гора свои эстрадные сентиментальные блюзы (взять хотя бы тот же «One Day»), воплотил детскую мечту, записавшись с бывшими участниками супергруппы CREAM — Брюсом и Бэйкером, иногда делал рискованные эксперименты, вроде исполнения блюзов под модные техно-ритмы.
Единственное, что мешало музыканту — так это его здоровье, подорванное вредными привычками. Именно они и свели его в могилу. 6 февраля 2011 года Гари Мур скончался от сердечного приступа, вызванного принятием большого количества алкоголя. В тот момент гитаристу было 58 лет.
спасибо, здорово, что даете ссылки на композиции (я их честно деру себе на флешку )
0 Ответить
Юрий Лях,
0 Ответить
"Хотя по этому принципу обвинить в плагиате можно, как минимум, половину композиторов былого и грядущего..." Совершенно справедливо. Значительно раньше и «Nordach», и «Still Got The Blues», в 1960 году, впервые прозвучала "Песня о любви (Большак)" Марка Фрадкина. Вот бы удивился музыкальный мир, особенно немцы и англичане, появись претензия в плагиате по этому поводу!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Валерий Сатокин,
А ведь действительно!
0 Ответить
Для пытливых и любознательных:
читать дальше →
1 Ответить