К творчеству композитора Давида Федоровича Тухманова изумление не клеится, потому что он пишет произведения, в которых есть уникальная мелодичность, тонкий смысл, гармония в каждой песенной единице, узнаваемость и непроходящая популярность.
В каждой песне Тухманова есть своя опера, как музыкально-драматический жанр.
Сейчас можно с уверенностью сказать, что опера «Царица» является уникальным монументальным классическим произведением на современном русском языке. Уникальность «Царицы» именно в сочетании оперной классики и современности языка, на котором она исполняется. Это в буквальном смысле «открытая опера», доступная в восприятии не только специалистам или ценителям оперного искусства. Она — значительный шаг к популяризации оперного искусства, шаг навстречу широкой любознательной публике, способной слушать музыкальную историю своей страны.
«Царице» повезло дважды: во-первых, с Тухмановым, во-вторых, со встречей с меценатом Николаем Цветковым. Опере не пришлось переживать десятилетий забвения или веков попрания. С первой премьеры она принята публикой «на бис» и единогласно признается «настоящей современной классической оперой».
В 2008 году Давид Федорович показал свеженаписанную оперу художественному руководителю Московского музыкального театра «Геликон-опера», народному артисту России, профессору Дмитрию Бертману. Профессор сказал тогда, что на такой грандиозный проект «Геликон-опера» не рассчитана. Театр не сможет сохранить масштабности. Одного таланта артистов недостаточно. Нужны более солидные подмостки, чтобы не потерять российского простора и размаха, заложенных автором в произведение. Один танцующий хор состоит из шестидесяти человек, а еще солисты, оркестр и т. д.
Тогда композитор показал оперу народному артисту РСФСР Льву Валериановичу Лещенко. Певец согласился с мнением режиссера о том, что опера должна быть зрелищной, нельзя ничего менять в ее замысле. Певец познакомил композитора с Николаем Цветковым. Николай Александрович с удовольствием рассказал, что опера понравилась его дочери Виктории. Высокая оценка молодого поколения — это индикатор современного качества. Семейный фонд Цветковых «МЕТА» оказал «Царице» финансовую и организационную поддержку, благодаря которой опера, поставленная театром «Геликон-опера», оправдала надежды создателей: стала крупномасштабной, зрелищной и общедоступной.
В оперу включены разнообразные музыкальные приемы. Есть даже партия для уникального голоса — мужского сопрано (партия Шведского короля Густава IV).
Опера масштабна. В хоре и оркестре одинаковое число исполнителей — по 60 человек, 20 актеров исполняют сольные партии.
Опера рассказывает о Екатерине II не только как об императрице, но и как о мыслителе и простой женщине со сложной судьбой. Эта история рассказана очень талантливо и с большой симпатией к Екатерине. Этого не заметить нельзя.
Свою сценическую жизнь «Царица» начала в 2009 году с театра Государственного Кремлевского Дворца и Александринского театра. В 2010 году опера прошла в Большом. Потом состоялись гастроли по всей стране, вплоть до Владивостока. Ее увидели 40 тысяч человек в 15 театрах. Ее увидели даже те регионы, которые опер еще не видели. Это прекрасный почин для развития художественно-музыкального вкуса молодежи.
«Это было событие в каждом городе, для города и для края», — поделился мнением режиссер-постановщик спектакля «Царица» Дмитрий Бертман.
За пять лет спектакль был важным проектом Московского музыкального театра «Геликон-опера» и Семейного фонда Цветкова Н. А. — ФП «МЕТА».
17 февраля 2014 года состоялась церемония передачи прав на оперу «Геликон-опере». На церемонии передачи в «Геликон-опере» присутствовали народный артист России Давид Тухманов, народный артист России Дмитрий Бертман, председатель Совета директоров ОАО Финансовая корпорация «УРАЛСИБ» Николай Цветков и председатель Совета директоров ОАО «Императорский фарфоровый завод» Галина Цветкова. А также почетными гостями стали первая исполнительница роли императрицы Мария Максакова, первый исполнитель партии князя Потемкина — народный артист России Юрий Веденеев, обладатель уникального голоса — Олег Рябец, и многие другие.
Начался новый этап в жизни оперы, который познакомит с современной классической русской оперой тысячи и тысячи новых зрителей.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...