Непомерно разрастающийся промышленный мегаполис, лишённый привычных очертаний, часто антигуманный и антисанитарный, стал по сути дела настоящим проклятием позапрошлого века. Поэтому не удивительно, что в Лондоне и родилась интересная идея города — города-сада.
В 1898 году английский социолог и утопист Эбенизер Говард издал книгу под внешне нейтральным названием «Завтра». Тогда она не вызвала интереса практически ни у кого. В 1903 году эта работа была переиздана, и теперь она называлась «Города-сады будущего». Смена названия имела ошеломительный эффект, потому что книга тут же стала хорошо раскупаться и приведённые в ней идеи нашли многочисленных сторонников.
Говард в своём труде сформулировал и теоретически обосновал концепцию идеального города. Этой концепции, как показали последующие годы, суждено было сыграть важную роль в развитии градостроительных идей первой половины ХХ века.
Английский мыслитель исходил из того, что современный ему капиталистический и промышленный город тяжело болен. Он представлялся ему непомерно разросшимся монстром, который превратил идею совместного проживания людей в нечто противоположное, весьма ужасное и противоестественное. Для Говарда именно Лондон являл собой лучший пример такого города-монстра, требующего скорейшего обновления, или лечения, если угодно.
Что же предложил учёный? Прежде всего он настаивал на существенном уменьшении размеров и численности существующих городов. Однако это казалось невозможным. Ведь люди стремились в города в поисках заработка, повышения качества жизни и поиска новых перспектив. Как можно было повернуть этот процесс вспять? Ввести высокие штрафы? Подключить к делу армию и полицию? Премировать тех, кто покидает мегаполис?
Говард предложил строить вблизи существующих промышленных городов компактные города-сады. По его мнению, в таких небольших поселениях можно было успешно развивать местную, практически безвредную промышленность, а также сельское хозяйство. То есть люди смогли бы обитать недалеко от места приложения своего труда, не отрываясь в то же время от полезного природного окружения.
Учёный говорил, что каждый из первичных городов-садов должен иметь расчётную численность населения в 32000 человек. Далее такие ячейки могут образовывать ассоциации с единым центром. Ассоциация уже может насчитывать до 250000 человек.
Говард считал, что вокруг Лондона должно было быть создано примерно двадцать городов-садов. Собственно, город-сад ему представлялся в виде жёсткой геометрической схемы. Застройка планировалась кольцом в радиусе максимум одного километра. По периферии кольца должны были располагаться предприятия и сельскохозяйственные угодья.
Внутри кольца планировался обширный городской парк, который являлся эдаким зелёным центром. Жилая застройка виделась малоэтажной, с небольшими приусадебными участками. Интересно, это всё действительно смогло бы уместиться в кольце радиусом в один километр?
Надо заметить, что городские проблемы уже в то время казались ужасными и малоразрешимыми. Поэтому идеи Говарда были восприняты положительно. Они давали пусть слабую, но всё же надежду на изменение жизни к лучшему…
Очень хорошо и компактно изложена проблема мегаполисов. Бирмингем в США являет собой хорошую иллюстрацию такого рассредоточенного в пригороды города. Правда, на работу в основном в центре уходит пол-часа и больше времени в один конец, зато это окупается близостью к лесам.
Пригороды его образцово-показательные, ухоженные,с безупречными дорогами, с достаточной инфра-структурой, обеспечением всем необходимым. Много мест для отдыха на озёрах вблизи центра.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сергей Дмитриев, на мой взгляд, город - одно из самых проблемных изобретений человечества.
0 Ответить
Максим Мищенко, большое скопление людей в театре, на стадионе, в самолёте, на круизном лайнере, даже в мегаполисе вызывает смутную тревожность. Даже в мегаполисе у каждого свой клочок обитания, в остальной массив редкие вылазки.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сергей Дмитриев, в городе людей легче контролировать. Это крайне необходимо для властей.
0 Ответить
Максим Мищенко, м/б и так, только масса давит на отдельного индивидума в метро и в других скученных местах. Это "искажает пейзаж" настроения часто и не лучшим образом - остаются неприятные осадки от случайных визуальных контактов.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сергей Дмитриев, это новый подвид - городской человек, HOMO URBANIS, или как там на латыни. Довольно беспомощное создание.
1 Ответить