Анна Николаевна, по свидетельству современников, в молодости была настоящая красавица: высокая стройная брюнетка с открытым общительным характером. Часами она в белой ночной сорочке могла просиживать в каминной за туалетом, откинувшись назад и покуривая тонкую папироску, а её любимая горничная Варюшка, стоя сзади, за креслом, расчесывала ей волосы.
Хозяйством Анна Николаевна стала заниматься с возрастом, в молодости же, как правило, ограничивалась тем, что утверждала повару ежедневное меню. Она очень хорошо играла на фортепиано, но постепенно, погружаясь в домашние дела — соления, варения, забросила музицирование. Матушка художника была хорошая рукодельница и часто вышивала шерстью по канве, русским швом по полотну, плела кружева. Кстати, в этой комнате стоят стул и диван, вышивка их сидений и спинки последнего — дело рук Анны Николаевны. Так что столик для рукоделий в этом доме не простаивал. Но больше всего, будучи по природе своей радушной и хлебосольной, Анна Николаевна любила принимать гостей.
Сразу же за каминной — зеленая гостиная. Это — чисто мужская комната. На стенах — гравюры с изображенными на них батальными и охотничьими сценами, пара ружей, подвешенных на прикрытой ковром стене (отец художника был заядлым охотником), карточные столы. Слева от входа — прямоугольный, чуть вытянутый, справа — круглый. На их столешницах, чтобы игроки могли делать в ходе игры записи прямо на сукне, обычно лежали мелки в розоватых бумажках (чтобы не пачкали руку). На круглом столике — трубка с длинным черешневым чубуком, для раскуривания которой слуги приносили зажженные бумажки или тлеющие угольки из печи.
Следующая комната — кабинет отца художника, Василия Васильевича Верещагина. В молодости он учился в лицее, но учился так — ни шатко ни валко, и, не закончив курса, определился на работу в один из департаментов Сената. В отставку ушел коллежским асессором. Этот гражданский чин относился к VIII классу в табели о рангах и до 1884 г. соответствовал воинскому званию майор. У него было большое состояние: по несколько деревень в Вологодской и Новгородской губернии, огромные леса по судоходной реке Шексна.
Василия Васильевича выбирали уездным предводителем дворянства. Был он среднего роста, с небольшим брюшком, но приятной наружности, с черными вьющимися волосами. Бороду и усы брил. Василий Васильевич недурно пел старинные песни, у него был хороший тенор. Аккомпанировал он себе на одной из двух бывших у него гитар.
Характером отец художника был флегматичный, малоразговорчивый, но очень добрый, часто помогал бедным. Многие не обеспеченные семейства регулярно получали от Василия Васильевича деньги и продукты. От петербургского периода жизни у него осталась привычка покупать вещи в дорогих магазинах. Чернильница, перочинные ножи, бритва, ружья Василия Васильевича не только по-своему красивы, но и добротны. Он был большой домосед, и его любимое занятие — читать, лежа на диване в халате. При этом время от времени он засовывал книгу под подушку и предавался дреме.
Соответственно, в доме была небольшая библиотека, книги которой стояли в нескольких шкафах. Один из них — тут же, в кабинете. Детям дозволялось не только смотреть книги, но и читать их. Например, иллюстрированные путешествия Дюмона Дюрвиля. Матушка художника, отлично владея французским, предпочитала читать французских авторов в оригинале.
Естественно, была в доме и столовая комната (буфетная). Но… Что-то я и сам за время экскурсии проголодался. Может, вы тут сами посмотрите? А я сбегаю, кусну на зубок чего-нибудь вкусно-сытного…
Спасибо, Люба, сделаю. Конечно, вопрос не к Вам. Но раз уж завязался разговор - дугу и топоры на этом (и втором!) кресле я вижу. А где рукавицы?!
0 Ответить
Константин Кучер, исходная модель, созданная Шутовым, впоследствии активно копировалась. Кстати, на исходнике сиденье было декорировано резным же полотенцем узорчатым, на ваших фотографиях этого нет. На одном из ваших снимков рукавицы имеются.
0 Ответить
Люба, уверен, теоретически Вы пишете всё совершенно правильно. Вполне возможно, что и на практике в доме Верещагиных столовая и буфетная были разделены. Но внимательно посмотрите последний снимок галереи. На нём хорошо видно, что экспозиция музея построена таким образом, что в одной комнате одновременно находятся и стол, за которым кушали (столовались) и буфет, в котором хранилась в т. ч. и особо ценная посуда.
Учитывая это, на мой взгляд, по тексту мною не допущено каких-то ошибок. Но, не сомневаюсь, Ваши дополнения будут интересны всем читателям, которые обратили внимание на этот материал.
Больое спасибо за интересную информацию о Шутове. Похоже, для своего времени это был талантливый мебельный дизайнер. Хочу поискать о нем более подробную информацию. Не подскажете, как его звали по имени (отчеству)?
0 Ответить
Константин Кучер, в том и дело, что я пишу правильно не теоретически, а практически и согласуясь с вашим текстом)) Вы в процитированной мною фразе говорите не о том, что сейчас в музейной экспозиции - составленной, между прочим, по большей части не из подлинных вещей реального дома, а из подобранных "по стилю".
Вы пишете о том, что "было". А было: буфетная (в старину - приспешня) - не есть столовая зала или палата. Было - эти помещения и в домах дворянских, и в царских-архиерейских резиденциях, и в прочих многокомнатных житейских композициях))) - разделяли. В частности, для того, чтоб в "чистые" комнаты кухонная вонь не проникала. Ну, и к подаче блюда следовало подготовить. У вас в тексте содержится неверное утверждение о назначении буфетной в усадебных домах русских помещиков середины 19 в.
В отношении кресла - введите в поисковой строке его название:
кресло "Дуга, топор и рукавицы" -
и выйдете на тексты о мебельщике.
0 Ответить
Константин Кучер, "Естественно, была в доме и столовая комната (буфетная)" - это ошибка, буфетная = не то же, что столовая. В буфетную блюда приносили из кухни, готовили к подаче, там хранилась особо ценная посуда. Это было служебное помещение при столовой зале.
0 Ответить
А вот снимок стула из Вытегорского краеведческого музея. Конечно, если присмотреться, можно найти отличия от того, что представлен в экспозиции дома-музея В. Верещагина, но согласитесь - очень похоже!
0 Ответить
Спасибо, Татьяна!
0 Ответить
Да, Карин, на мой взгляд, одно из достоинств музеев в том, что они не только сохраняют для нас какие-то предметы прошлого, но и доносят сам дух других эпох.
0 Ответить
Очень интересная статья!!! Хорошо, что вы рассказали о родителях и доме Верещагиных. Спасибо!!!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Интересные фотографии - хорошо, что мебель сохранилась, вместе с обстановкой сохранился дух времени. Приятно вот так, ненадолго попасть в другой век.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Принято.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
А дальше - у нас на "Школе" есть Борис Рохленко. Вот он - большой специалист по художникам. Я как-то даже побаиваюсь конкурировать с ним.
Ну, а так, в Череповце очень оригинальный и красивый ландшафтный дизайн. У ЗАГСа, например, клумба в виде соломенной корзинки с бутылкой шампанского. И всё это, даже серебристая обертка на горлышке бутылка - цветы. Но я в своё воемя не догадался всё это пофотографировать, так о чем теперь писать, если не можешь показать читателю, как выглядит эта красота?!
Есть в городе музей-усадьба Глинских, куда любят ездить фотографироваться новобрачные. На подъезде к Череповцу, сразу после отворотки на Калуй, чуть в стороне от трассы Питер-Вологда, лежит дом-музей Игоря Северянина. Но я что-то никак не могу добраться ни туда, ни туда. Желание-то есть, а вот времени... Как обычно!
1 Ответить
А дальше?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Двухфунтовая бронзовая пушка, с помощью которой отец художника, на радость детворе, устраивал в праздничные дни фейерверки.
1 Ответить
Ещё один из стульев семьи Верещагиных. По спинке - резная надпись "Тише едешь, дальше будешь". Похожий стул я как-то видел в Вытегорском краеведческом музее. Похоже, что стулья такого типа были широко распространены в XIX веке на севере европейской части России.
1 Ответить
Константин Кучер, не только на севере. Эта модель широко известна, была очень популярна. Это так называемое кресло "Дуга, топор и рукавицы", изобретение мебельщика Шутова, неорусский стиль. Одно из подлинных шутовских кресел имело честь аж царя Александра III на себе покоить)))
0 Ответить
Кабинет отца. Хорошо видно, где стоит стул, изготовленный из лося - одного из охотничьих трофеев отца художника.
1 Ответить
Буфет.
1 Ответить
Столовая комната.
1 Ответить
Секретер, за которым отец художника работал с бумагами.
1 Ответить
Ещё один из шкафов с книгами.
1 Ответить