Метро — это не только внеуличная транспортная система; его станции, над проектами которых в свое время работали лучшие архитекторы СССР — одновременно и подземные памятники архитектуры, и залежи доисторических моллюсков, и, конечно же, важнейшие ориентиры на карте Москвы. Однако много ли москвичей и гостей столицы знает, в каком году впервые открылись для пассажиров станции метро? Какой была первая линия подземки? Хотя бы дату открытия метро знают современные столичные жители? Едва ли…
В бешеном ритме жизни города москвичи настолько привыкли к метро, что научились его не замечать и даже быть недовольными им. Тем не менее, когда происходит хотя бы малейшая поломка в подземке, на улицах столицы неизменно наступает транспортный коллапс! И, пытаясь добраться по забитым пробками улицам к себе домой, каждый москвич вспомнит, как же хорошо, когда есть метрополитен!
Итак, знакомьтесь: краткая история московское метро.
Идея строительства метро в Москве появилась задолго до начала самого строительства — ее выдвигали еще в 1875 году, через 14 лет после открытия первого в мире метрополитена в Лондоне, однако до проекта дело тогда так и не дошло.
В 1902 году предлагалось сразу два проекта строительства метро. Один предусматривал строительство только под землей, второй предлагал строить как подземные, так и наземные участки системы.
В 1913 году Московская городская управа разработала собственный проект внеуличной железнодорожной системы, который был утвержден городской думой, однако его осуществлению помешала Первая мировая война.
Проекты строительства метро в Москве предлагались и в 1916, и в 1923, и в 1925 годах; один из них был заказан немецкой транспортной компанией Siemens, но все они остались только на бумаге в силу самых разных причин.
Пока московские власти надеялись на трамваи, такси, а также уповали на духовенство (а именно эти структуры активно препятствовали строительству метро), в Москве случился первый транспортный коллапс. Произошло это 6 января 1931 года: гигантская пробка началась на нынешней Лубянской площади и распространилась на весь город.
В июне 1931 года на партийном пленуме принимается решение срочно строить метро. Была утверждена и трасса первой линии: от Сокольников до Храма Христа Спасителя и от Смоленской площади до Библиотеки имени Ленина. В ноябре того же года рабочие, «вооруженные» только лопатами, начинают земляные работы на Русаковской улице.
В 1932 году строительство велось уже на всех участках, однако продвигалось крайне медленно, и, по сути, основные работы начались только в 1933 году, когда в помощь московским метростроителям прибыли донецкие шахтеры. Строили метро по большей части вручную, и только на участке от Лубянки до Охотного ряда был применен горнопроходческий щит (именно последний способ в настоящее время используется для строительства метро).
Московский метрополитен открыл свои двери для пассажиров 15 мая 1935 года. Ступившие на невиданные ранее эскалаторы пассажиры не подозревали, что стали своеобразными «подопытными» — в день открытия метро «лестница-чудесница» была запущена впервые, ее испытания ранее не проводились, поскольку строительство метро сильно отставало от утвержденного графика, и эскалаторы установили «на скорую руку».
Трасса первой линии имела два направления: за станцией «Охотный Ряд» располагалось ответвление в сторону «Александровского Сада». Пассажиров перевозили четырехвагонные составы, работающие на электрической тяге. Таким образом, от станции «Сокольники» через станцию «Охотный Ряд» можно было ехать в двух направлениях: до «Парка Культуры» и до «Смоленской».
Однако такое вилочное движение продолжалось недолго. В 1937 году открылась станция «Киевская» (на этом участке был построен первый метромост через Москву-реку), а в 1938 — «Курская», которые вместе с отрезком «Александровский Сад"-«Смоленская» образовали Арбатскую линию.
Мало кто знает, что пути от «Охотного Ряда» до «Александровского Сада» сохранились до настоящего времени; один из них является техническим, а на месте второго сейчас располагается подземный торговый комплекс «Охотный ряд». В сентябре 1938 года открылась третья линия — Горьковско-Замоскворецкая, от станции «Сокол» до станции «Площадь Свердлова» («Театральная»).
В годы Великой Отечественной войны строительство метро на некоторое время прервалось, а 16 октября 1941 года двери метро не открылись, породив панику среди москвичей. Это был единственный день в истории метро, когда оно не работало. Станции метрополитена, расположенные на значительной глубине, стали убежищами для москвичей на время налетов немецких бомбардировщиков. За все время, пока налеты продолжались, в метро родились несколько десятков москвичей. Также в военное время в метро работала библиотека (на станции «Курская»).
В мае 1942 года, когда угроза захвата Москвы миновала, возобновилось строительство новых станций. На всех станциях, построенных в годы Великой Отечественной войны, есть памятная табличка.
После Великой Отечественной началось строительство Кольцевой линии метрополитена, которая первоначально планировалась точно под Садовым кольцом. Однако позднее было принято решение перенести северную часть линии с целью связать путями метро главные вокзалы столицы.
Первые станции Кольцевой линии были открыты в 1950-м, а замкнулась линия в 1954 году. Одновременно с ней строился глубокий участок Арбатской линии. Это строительство было связано с началом «холодной войны»: станции глубокого заложения должны были служить бомбоубежищем для жителей Москвы в случае войны, поскольку станции мелкого заложения оказались уязвимы для бомбардировок (туннель между «Арбатской» и «Смоленской» в годы Великой Отечественной войны был пробит авиационной бомбой).
В 1953 году станции мелкого заложения от «Киевской» до «Александровского сада» были закрыты, однако оставались в этом статусе недолго — в 1958 году их снова открыли, но уже в составе Филёвской линии.
С 1955 года в Москве начинают строиться станции по «типовому проекту» с целью удешевить и ускорить строительство метро. Это всем знакомые «одинаковые» станции, которых предостаточно на любой ветке метро. В 1950−1960-х годах линии метро стали строить от Кольцевой по направлению к окраинам, не соединяя в центре. Так были построены современные Таганско-Краснопресненская и Калужско-Рижская линии. Центральные части их построили значительно позже — в 1970-х годах. По подобной схеме с 1979 по 1994 годы строили Серпуховско-Тимирязевскую, Калининскую и Люблинскую линии.
В середине 1990-х появились проекты монорельсовой транспортной системы. Экспериментальный отрезок был построен от станции «ВДНХ» до станции «Тимирязевская». Первоначально линия монорельсовой железной дороги должна была идти вдоль Ярославского шоссе, однако от этой трассы решено было отказаться — видимо, уже до строительства стало понятно, что монорельс — по сути, экскурсионный транспорт.
Одновременно с монорельсом появляются проекты так называемого «легкого» метро — строительство метрополитена на эстакадах, без применения подземных методов строительства. Экспериментальная ветка «легкого» метро пошла в район Южного Бутово, однако широкого распространения так и не получила. Несмотря на сравнительно дешевое строительство, «легкое» метро оказалось гораздо сложнее в эксплуатации по сравнению с «классическим» подземным вариантом мелкого заложения.
В настоящий момент новые станции метрополитена строятся преимущественно под землей, трассами мелкого заложения. Эксперименты в виде монорельсовой транспортной системы и «легкого» метро продолжают свое существование, однако предпочтение им в условиях столицы так и не было отдано.
Удивительно то, что москвичи, ежедневно пользуясь метрополитеном, иногда умудряются путать между собой его разновидности, называя «легкое» метро монорельсом и наоборот. Также столичные жители зачастую понятия не имеют, какие именно станции были открыты в годы Великой Отечественной войны, хотя живут вблизи них или пользуются ими ежедневно.
Не знают они и что за день такой — 15 мая. Порой меня посещает мысль, что не случись 6 января 1931 года в Москве транспортного коллапса — кто знает, в каком году жители столицы впервые прокатились бы в новеньких вагонах от станции «Сокольники» до «Парка Культуры» или «Смоленской».
Когда я бал маленький моя мама после МИИТа работала в метрополитене и я думал, что большая буква "М" над входом означала "Мама". Метрополитен тогда был имени Лазаря Моисеевича Кагановича.
1 Ответить
Станции "Александровский сад" на первой линии не было. Была станция "Коминтерновская", которую потом называли "Калининская"
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Марк Блау, да, точнее, "Коминтерн" она называлсь. По крайней мере, у меня на схеме так... Были также станции Кировская (Чистые Пруды), Дзержинская (Лубянка), Дворец Советов (Кропоткинская). Охотный ряд вообще раза четыре минимум переименовывали. Я не стал это перечислять, все-таки статья не о переименованиях станций, а о строительстве.
0 Ответить
Предварительная версия ЧП - резкое торможение в связи со снятием напряжения контактного рельса.
Уже через несколько часов от этого тупого бреда отказались...
0 Ответить