Расчехляйте биты, точите мачете, смазывайте затворы, у вас есть всего 12 часов беспредела, чтобы выместить злость и ненависть, копившуюся целый год. Бейте, жгите, крушите и убивайте — никто не осудит вас. Только помните: однажды для поддержания благополучия нации может понадобиться и ваша кровь…
Идея всеобщего оздоровительного самосуда давно будоражит творческие умы. То, что с трудом применимо на практике, под бурные аплодисменты прокатывается на больших и малых экранах. Фантастика иного свойства, антиутопия беспросветного будущего или пугающего настоящего? Сценарист «Переговорщика» и «Джека» Джеймс ДеМонако небрежно подал к столу холодное блюдо мести: «Нужна ли современному обществу настоящая свобода или хватит той квоты, что выделят сильные мира сего, укрывшиеся за высокими заборами и бронированными дверями?» К сожалению, вопрос так и повис в воздухе, ибо, поиграв в философию и драму, авторы резко накренили сюжет в привычное русло жанра и понеслись по волнам клише. Что отнюдь не помешало провокационному триллеру «Судная ночь» принести своим создателям многомиллионные прибыли.
Все было очень интересным и многообещающим до тех пор, пока сценарий прочно не встал на рельсы «Нападения на 13-й участок». Тоже, кстати, за авторством ДеМонако. Новые правила старой как мир игры интригуют: перед нами ежегодный хаос, согласованный свыше, 12-часовая анархия, одобренная молчаливым большинством. Или реалити-шоу с рейтингом на крови. Однако узаконенное линчевание годится в качестве меры справедливости до тех пор, пока вы сами находитесь в стане наблюдателей. Как главный герой в исполнении Итана Хоука — уверенный в собственной непогрешимости и безопасности продавец ультрасовременных охранных систем. Жаль, что в комплекте с его товаром не поставляются детекторы глупости и защита от приступов совести, ибо ночь длинных ножей хороша для семейного бюджета до тех пор, пока сама семья не становится ее невольным участником.
Типовые ужастики, снимаемые в Голливуде под кальку — это пугалки развлекательные, по типу «американских горок» и прочих адреналиновых аттракционов, призванных вытрясти из публики сиюминутные эмоции. «Судная ночь» рассчитана на долговременный эффект, потому как заставляет призадуматься о неисповедимых путях развития социума. Создатели сознательно повествуют об очень-очень недалеком будущем, предлагая аудитории примерить ситуацию на себя и сделать выбор: кто вы, охотник или жертва, тварь дрожащая или право имеете? Именно этот сакраментальный вопрос читается в глазах покидающих кинозал, потому как каждый понимает — если ты не идешь на Хэллоуин, то еще не значит, что праздник не придет к тебе. И то, что сегодня считается фантастикой или бредом сивой кобылы, завтра становится законотворческой инициативой.
У «Судной ночи», несмотря на новаторский дух, есть целый сонм предшественников, за которыми также тянется неуловимо тонкий, но стойкий дух провокации. Это и знаменитые «Соломенные псы» Пекинпы, где аналогичный конфликт носил локальный характер, и японская классика «Королевская битва», по сюжету коей правительство контролировало всплеск насилия, принося «минотавру агрессии» жертву в виде необузданных школьников. И, разумеется, «Забавные игры» Михаэля Ханеке.
Отличие творения ДеМонако только в том, что социальный подтекст усилен, но не доведен до ума. Мы должны сами додумать (или дождаться сиквела), что будет дальше, когда наступит утро и недавние убийцы снова превратятся в мило улыбающихся соседей и коллег по работе. И не столько интересен сам процесс узаконенного членовредительства, сколько его последствия, о которых авторы предпочли умолчать.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...