Они познакомились жарким летом 1929-го. Гала вместе с мужем, поэтом Полем Элюаром, приехали в гости к экстравагантному и юному Дали, о котором уже на тот момент судачили в среде европейского искусства. Сальвадор всегда принимал посетителей в свойственной для него манере: вычурный костюм или просто тряпье, резкий запах изготовленного им одеколона и неординарная прическа.
Накануне визита Элюара и Галы он исполосовал свою одежду, побрил и выкрасил в синий цвет подмышки, натер себя лавандовой смесью с козьим пометом и рыбьим клеем. В предвкушении встречи Дали выглянул в окно и увидел Галу. Как позднее писал Сальвадор, перед ним стояла не просто женщина — ему явилось совершенство самой природы.
Для Дали это была любовь с первого взгляда. И хотя Гала не славилась красотой и идеальными пропорциями тела, она была из тех женщин, которые навсегда приковывают к себе мужчину. Сальвадор Дали, как и некогда Поль Элюар, безропотно поддался ее природному шарму и очарованию карих глаз.
Гала же сразу поняла, что отныне её жизнь с ним — великим гением и чудаком. Эта женщина обладала поистине художественным чутьем. В Элюаре она увидела талант, в Дали — исключительную гениальность, светочем которой ей и суждено было стать. Елена Дьяконова бросила своего мужа и дочь Сесиль. Она полностью отдалась Сальвадору.
«Мой маленький мальчик, теперь мы никогда не оставим друг друга», — с этих слов Галы и началась жизнь четы Дали.
Это был не всем понятный брак во многих аспектах жизни. Сальвадор панически боялся близких отношений с женщинами, в том числе и с женой, она же никогда не скрывала своих измен и страстных желаний. Вероятно, сексуальная энергия Дали находила выход в его творчестве, музой и главной героиней которого всегда оставалась Гала.
В быту они ладили идеально. Робкий и пугливый Дали страдал от многочисленных комплексов. Он боялся всего на свете: от езды в лифте до подписания контрактов. Гала не раз говорила о том, что ей приходится исправлять по вечерам ошибки, допущенные Сальвадором, и разрывать договора, легкомысленно подписанные супругом.
Дали жил лишь своим творчеством, а Гала направляла его устремления в нужное русло. Она знакомила художника с богемной средой, находила богатых спонсоров, организовывала выставки и презентации работ своего мужа. Она самоотверженно пыталась показать миру то, что некогда сама рассмотрела в странном образе Дали — его взрывную и неподдельную гениальность.
Проницательность и женская интуиция подсказывали этой женщине верный путь. Гала буквально «вылепила» по кусочкам того Дали, которого позже узнал весь мир. В периоды, когда Сальвадор не писал картины, она открывала для его таланта новые горизонты. Постепенно начали появляться дизайнерские шляпки, пепельницы, рекламные витрины от Дали. Фантазиям не было предела, и вскоре публике представили знаменитый диван в форме губ актрисы Мэй Уэст и абсурдный телефон-омар.
Тем временем в обществе поговаривали о жадности, алчности и чрезмерном упорстве Галы. Для некоторых она и вовсе стала воплощением всех мирских пороков. Но Сальвадор видел в ней лишь свет, источник своего вдохновения. Он отправился с ней в Америку, где покорил сердца миллионов, сотрудничал с такими личностями, как Уолт Дисней, Альфред Хичкок. Чета Дали разбогатела и позже вернулась в Европу. Здесь они устраивали «хэппенинги», развлекались и каждый раз шокировали публику.
Казалось бы, Гала добилась своего. Богатство, мировое признание и творческие успехи мужа неустанно подстегивали ее самолюбие. Однако время было беспощадным и морщины на лице музы проявлялись все сильнее.
Гала не желала стареть. Она гнала прочь все мысли о возрасте, носила парики, посещала светские мероприятия и, конечно же, окружала себя молодыми любовниками. Наконец ей захотелось уединения, и Дали подарил Гале средневековый замок Пуболь. Наведываться сюда он мог только с письменного согласия жены. В этих стенах Гала и провела свои последние годы.
Муза покинула художника 10 июня 1982 года. Дали не присутствовал на похоронах. Но еще семь лет, отведенные жизнью, он прожил в глубокой печали и одиночестве, писал картины и позже в приступе помешательства пытался их уничтожить. Сальвадор Дали больше не видел в них себя и ее. Он с ужасом осознавал: навсегда ушла его единственная любовь и его самое большое безумие — Гала…
Такой человек как Сальвадор Дали не умещается в слове гений, он заполняет все пространство вокруг. И люди и предметы все он. Думаю он жил какой-то другой жизнью, в другом измерении, совсем не нашем. И это ощущение восторга и любви в его взгляде на мир безусловно подпитывала Гала. Она - его вдохновение. Она заставляла его еще глубже дышать.
Спасибо Вам за статью
1 Ответить
Бортукова Галина, спасибо Вам за комментарий И полностью согласна!
0 Ответить
Или - или, добро или зло, белое или черное... и первое, и второе.
Славянская любовь к двум крайностям - белому или черному играет с нами злую шутку: мы видим мир исключительно через "или - или".
Помнится, когда мы с Сальво пили кальвадос на террасе его дома на Монмартре, он мне сказал: "Знаешь, амиго, пока люди такие дураки, мое искусство будет вечным".
Люди любят мифы. Любят великое искусство, хотя, как правило, ни черта в нем не разбираются. Любят сильных женщин за великими мужчинами. А мы великие мужчины и сильные женщины любят дураков.
0 Ответить
Игорь Ткачев, Спасибо за ваш комментарий. Скорее тут не было такой полярности: "или-или" плавно переходят в "и-и". А люди, действительно, любят мифы. Но и женщины, действительно, своей силой и верой творят чудеса.
0 Ответить