В дневнике герцога Гессенского Людвига 1 ноября 1864 года появилась коротенькая заметка: «Родилась Элла». Это самое первое упоминание о гессенской принцессе, которой суждено было стать великой русской княгиней. Крещена принцесса была Елизаветой в честь бабушки по отцовской линии, и ее небесной покровительницей стала Елизавета Тюрингенская, святая, жившая в средние века.
В девятнадцать лет гессенская принцесса обручилась с великим князем Сергеем Александровичем.
«Время идет отлично. Элла, если можно, еще красивее. Мы с нею много сидим вместе; по утрам она в моей комнате, и я ее немного учу по-русски, очень забавно. Мы уже гуляем одни по всему Дармштадту…», — писал Сергей Александрович младшему брату Павлу Александровичу.
В июне 1884 года Сергей Александрович и Елизавета поженились. Так как она выходила замуж за великого князя, а не за наследника престола, то ей необязательно было переходить в православие. Однако к имени, согласно русской традиции, добавилось и отчество. Федоровной великая княгиня была наречена в честь Феодоровской иконы Божьей матери, особо почитаемой Романовыми.
Впрочем, спустя несколько лет Елизавета Федоровна приняла православие по велению души. При крещении она была наречена Елизаветой, но уже в честь праведной Елизаветы, матери Иоанна Предтечи. Но ее по-прежнему называли Эллой, что видно из писем, дневников и воспоминаний.
«Тетя Элла — Великая Княгиня Елизавета Федоровна — была старшей сестрой императрицы Александры Федоровны и одной из самых красивых женщин, каких я когда-либо видела в жизни. Она была высокой и хрупкой блондинкой с очень правильными и тонкими чертами лица. У нее были серо-голубые глаза, на одном их них было коричневое пятнышко, и это производило необычайный эффект», — так описывала великую княгиню в своих воспоминаниях ее племянница и воспитанница Мария Павловна.
«Больше всех я восхищалась дядей Сержем и тетей Эллой. Тогда они только поженились, и ее красота, очарование казались сказочными», — вспоминала румынская королева Мария.
Свои фотографии, письма и открытки великая княгиня зачастую подписывала: «Ella».
Современные авторы легко перенимают это имя великой княгини, и на страницах различных книг и на страницах веб-сайтов читатели все чаще видят именно его, и ни для кого, интересующегося историей
Начав интересоваться биографией Елизаветы Федоровны, я была несколько смущена этим обстоятельством. Но ключ к разгадке был на поверхности. В письме принцессы Алисы (матушки Елизаветы Федоровны) мы можем найти слова, адресованные королеве Виктории (матери принцессы Алисы): «Мы нарекли младенца Елизаветой, но в кругу семьи решили называть ее Эллой».
Сейчас, когда многие письма и дневники царей, великих князей и княгинь опубликованы, а архивы предлагают взглянуть на фотографии высокопоставленных особ прошлого, стираются не только временные рамки, но и отчасти рамки этические. И фраза в письме принцессы Алисы прямо и недвусмысленно объясняет, какое имя ее дочери — сугубо домашнее, а какое предназначено для всех остальных.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...