Отдавшись продюсерской деятельности, он растерял всю самобытность и неповторимость, превратившись в банального штамповщика. Что не могло не сказаться на его режиссуре: Бессон, как выражаются в «интернетах», уже не торт. Профессионализм, конечно, не пропьешь, но прежнего задора и энтузиазма в его фильмах не встретишь, а им же созданные схемы и шаблоны затасканы до такой степени, что дальше некуда.
…До поры до времени у нашей Люси была только одна проблема: она плохо разбиралась в парнях. И когда ее новоявленный дружок Ричард попросил девушку выполнить пустяковое поручение — доставить кейс некоему мистеру Чану, — слишком долго мялась, прежде чем на ее руке захлопнулся браслет наручников. Дельце оказалось и впрямь гнилое: Ричарда убили, а Люси оказалась в цепких объятьях азиатских наркоторговцев, нашпиговавших несчастную новомодной дурью, как утку — яблоками.
Девице, можно сказать, повезло, до пункта назначения она не добралась, ибо пала жертвой мужской похоти и благополучно впитала в себя большую часть ценного груза. Однако организм среагировал неадекватно, и вместо того, чтобы откинуть коньки, Люси обрела сверхчеловеческие возможности. Наркотик пробудил в ней скрытые резервы, и теперь врагам пора щемиться в разные стороны, ибо пока мозг девушки не закипел, блюдо мести будет подано холодным…
«Люси» — это праздник для истинных фанатов бессоновщины. Режиссер с видимым удовольствием цитирует самого себя, не стесняясь шить лоскутное одеяло из собственных хитов, а также активно пользуется чужими идеями, в частности, чуть менее чем полностью заимствуя идеи триллеров «Превосходство» и «Области тьмы». До сих пор 55-летний француз не был замечен в плагиате, если не считать таковым то, что многие его продюсерские проекты похожи друг на дружку, как близнецы-братья.
Впрочем, формально упрекнуть Бессона не в чем, ведь идеи, как известно, витают в воздухе и авторскими правами не окольцовываются. Люк же понадергал цитат отовсюду, усердно скомпилировав историю о женской мести в стиле «Никиты» с фантастической подоплекой а-ля «Пятый элемент». И Скарлетт Йоханссон, хоть и не стала очередной женой-музой, все же неумолимо напоминает Миллу Йовович пятнадцатилетней давности, с той лишь разницей, что у последней была огненно-рыжая шевелюра и экстравагантный прикид от Жана-Поля Готье, да и ассистировал ей сам Брюс Уиллис, а не малоизвестный египтянин.
Но даже если абстрагироваться от киношных заимствований, генеральной задачи у «Люси» не обнаруживается. Фильм начинается как жесткий криминальный триллер, затем перескакивает на рельсы трэш-боевика в лучших традициях «Перевозчика» и «Заложницы», после чего превращается в гремучую смесь «Газонокосильщика» и «Матрицы». Жанровый винегрет сбивает с толку, ибо автор то шутит невпопад, то нагнетает жути, то ударяется в лирику, словно мечется меж множества сценарных веток, не ведая, какой из них отдать предпочтение. С одной стороны, эффект действительно неожиданный — зритель не способен предугадать, то ли в следующий момент подчеркнуто важный Морган Фриман начитает ему конспект по строению человеческого мозга, то ли Люси жестоко покарает своих обидчиков, то ли ее прогрессирующее состояние повышенного КПД задвинет пространственно-временной континуум в начальную точку бытия.
В определенный момент создателям наскучивает реальность, и они отправляются в полет фантазии, именуемый иными зрителями и критиками бредом сивой кобылы. Бессона понесло аккурат на том месте, где стоило остановиться и взглянуть на творение глазами стороннего наблюдателя. Однако жанровая несостоятельность вкупе с периодически впадающим в маразм сценаристом, а француз и здесь правит единолично, низводят сей опус до статуса белиберды, неспособной растрогать или заворожить, а только наскучить даже в рамках стандартных полутора часов экранной возни.
Можно, конечно, занять твердую позицию и принципиально не смотреть «свежего» Бессона, ибо свежесть та — сомнительного толка. Но тут срабатывает эффект короткой памяти, ведь поколения «Подземки» и «Леона» уже не являются целевой аудиторией, а нынешняя публика воспитана на подобных компиляциях и охотно верит в «научную фантастику», от которой за версту веет профанацией. Опять же, не стоит сбрасывать со счетов уже упомянутую Скарлетт, коей даже маститые создатели марвеловских «Мстителей» умудрялись заполнять смысловые паузы энергичных комиксов, что уж говорить про заштатный боевичок, где голливудская актриса, хоть и не радует разнообразием эмоций на лице, но правит балом однозначно. Опять же, внезапно и категорично поумневшая светловолосая дева — это, как минимум, интересно, хотя и тут американцы успели застолбить территорию комедией про блондинку в законе.
Вот и получается, что при всей своей абсурдности и вторичности, эта криминально-фантастическая мешанина вполне ожидаемо выбивается в хиты сезона, собирает много-много миллионов долларов в прокате и даже побуждает некоторых писак строчить нечто вроде «давно мы такого Бессона не видели». Если честно, еще бы столько же не видели и никто бы не обиделся. Потому как запоминается из фильма только грамотно поставленная погоня и везде и всюду одинаково уместный Морган Фриман, которому поручено нести на себе крест псевдонаучности проекта. Актер справляется с задачей и глазом не моргнув, благо что все озвученные в ленте теории уже давно опровергнуты и задвинуты в архив.
Но Бессон-то здесь ни при чем, он ведь «Люси» еще лет десять назад написал и не ведал, что при опорожнении в кровь стократной дозы химикатов пациент скорее сдохнет, нежели начнет бороздить океаны времени и силой мысли вращать Землю. Жаль, что в редких случаях незнание все-таки избавляет от ответственности.
Пропала блондинка, живущая в нашем дворе.
Она отзывалась на кличку Люси детворе.
Ей каждый готов был свой завтрак отдать,
а я ей котлеты носил -
Люси, о-о-о-о, Люси, о-о-о-о, Люси.
Краткое содержание фильма от Родиона Газманова
От Скарлет Йоханссон в этом фильме требовалось невозможное: сделать умное выражение на лице. У нее это так и не получилось, хотя она очень напрягалась. (из рецензии Алекса Экслера)
Оценка статьи: 5
1 Ответить