Всем известно, что Сретение отражено на одноименных иконах. Собственно, это сцена самого события с присутствовавшими: Богородицей, Младенцем, Иосифом, Анной Пророчицей и Старцем Симеоном. И, возможно, Ангелом. А не всем, как оказалось, известно, что со Сретением связаны еще два образа, две иконы.
Первый — Праведная Анна Пророчица, на иконах:
старица 84 лет, еврейского типа, лицом худощава, в хитоне, полуфелони, с покрывалом на голове.
Обычно Анну изображают в светло-сером или белом с красным одеянии (хотя цвета могут и отличаться!); в одной руке — свиток, другая или указывает на Младенца Иисуса, или поднята в жесте благословения. Напомню: Анна не просто присутствовала в Храме, а первой пошла проповедовать о приходе Мессии.
Вторая же из икон необычна. Признаюсь: я, впервые увидев ее изображение, решил, что это шутка. Что в икону Богородицы с Младенцем кто-то вместо собственно Богородицы вставил изображение мужчины. Ну не знал — необразованный я, и не сильно воцерковленный… Хотя интересуюсь у нормальных православных — оказывается, многие и не подозревают о существовании такого образа!
А ведь я помнил и саму историю, и кто был Святой Симеон. Но уж очень неожиданный образ: «бородатый мужик» с Младенцем! И икона у нас довольно редкая.
Тем, кто запамятовал, напомню: Симеон — ученый праведник, переводчик Священного Писания на греческий. Переводив Писание, принявший за ошибку и собиравшийся исправить текст о рождении Сына от Девы. «Деву» он намеревался исправить на «жену». И получил пророчество, что не умрет, не увидев этого события. И прожил Симеон, предположительно, больше 300 лет…
В нужное время он, по воле Божьей, оказался в Иерусалимском Храме, куда земные родители, согласно традиции, принесли новорожденного Иисуса. И не только стал первым, увидевшим Спасителя, но принял его у Марии и пророчествовал о будущем.
На иконах Симеон изображен накинувшим на руки край своего одеяния — чтобы не касаться руками сакрального, божественного. На самом деле это важно: и само по себе — как часть ветхозаветной традиции, и — для различения икон.
Дело в том, что «мужчиной с ребенком» изображается на иконах не только Симеон Богоприимец… Есть еще один персонаж — Стилиан Чадозаступник. Святой, живший в 5-м веке, получивший от Бога дар ладить с детьми и исцелять их. Изображается он, в принципе, похоже. А погуглив, легко убедиться, что иконография обоих персонажей довольно разнообразна. Как отличить?
- Первое: по накинутому на руки одеянию.
- Второе и главное: и Стилиан, и Симеон изображаются, как и положено, с нимбами. Только на иконах Симеона с нимбом изображен (что совершенно естественно!) и Младенец.
Кстати, православных святых с именем Анна тоже не одна. И даже не две. Правда, Пророчиц среди них… да, как раз две. Участвовавшие в разных событиях, поскольку жили в разное время. С разными днями почитания — это важно, например, при определении по Святцам своего Небесного Покровителя.
«Ветхозаветная» Анна, мать пророка Самуила, и «новозаветная» Анна, дочь Фануилова — та самая, бывшая в Храме и увидевшая Спасителя. Отличить Анну, дочь Фануилову, несложно по преклонному возрасту и атрибутам: свитку (впрочем, на ряде икон он отсутствует!) и благословляющему жесту.
Да, так вольно об иконах еще никто не рассуждал. Икона - реликвия народа, а не акссесуар
0 Ответить
Когда она в церковь впервые внесла
дитя, находились внутри из числа
людей, находившихся там постоянно,
Святой Симеон и пророчица Анна.
И старец воспринял младенца из рук
Марии; и три человека вокруг
младенца стояли, как зыбкая рама,
в то утро, затеряны в сумраке храма.
Тот храм обступал их, как замерший лес.
От взглядов людей и от взора небес
вершины скрывали, сумев распластаться,
в то утро Марию, пророчицу, старца.
И только на темя случайным лучом
свет падал младенцу; но он ни о чем
не ведал еще и посапывал сонно,
покоясь на крепких руках Симеона.
А было поведано старцу сему
о том, что увидит он смертную тьму
не прежде, чем Сына увидит Господня.
Свершилось. И старец промолвил: "Сегодня,
реченное некогда слово храня,
Ты с миром, Господь, отпускаешь меня,
затем что глаза мои видели это
дитя: Он - Твое продолженье и света
источник для идолов чтящих племен,
и слава Израиля в Нем".
читать дальше →
1 Ответить