Проекты отмены крепости создавались по меньшей мере со времен Екатерины II, хотя сколько-то всерьёз, как о чём-то вероятном, об отмене крепости задумался Александр I. Уже в начале его царствования издан Указ о вольных хлебопашцах, позволяющий помещикам освобождать крестьян — обязательно с землёй. За земельный надел выплачивался выкуп или отрабатывались повинности. В 1801 г. крестьянам разрешено приобретать землю. Позже отменена личная зависимость крестьян от помещика в Прибалтике — кстати, по просьбе тамошних помещиков.
Дальше практика не пошла. Зато начались разработки приблизительного проекта окончательного освобождения. Но об этом ниже.
Начну с реальной реформы 1861 года. Скажу, что прямые последствия (а по сути, сама реформа) растянулись до 1907 года, когда правительство отменило выкупные платежи. Хотя первоначально их прекращение планировалось в 1932-м!
Очень кратко вспомним основные положения реформы 1861 г.:
— крестьяне стали лично свободными;
— освобождались с землёй… условно, получая от помещика усадебный и полевой наделы;
— размер выкупа определял помещик, исходя из суммы оброка;
— большую часть оброка платило государство, чьим должником становился крестьянин, обязанный компенсировать казне её расходы;
— земля переходила к общине, по требованию её выделяли в отдельное, личное владение;
— по сути, из крепостной зависимости крестьянин переходил в зависимость от общины.
Добавлю: последнее нормально. Горожане также приписываются к своей, городской общине. Так что и тогда был аналог прописки!
А теперь сравним реально реализованный проект отмены крепостного состояния с тем, что планировали предшественники. Речь не о реальных шагах, постепенно ослаблявших зависимость, а о проектах радикального личного освобождения крестьян.
Проектов было по крайней мере три: один предполагал личное освобождение без земли; два других — постепенный выкуп крестьян с землёй.
В 1818 году по приказу императора один из проектов разработал Алексей Андреевич Аракчеев. Совершенный консерватор и противник реформ, он, как обычно, был против подобных нововведений. И как обычно, добросовестно выполнил поручение. С его проекта и начнём.
Граф Аракчеев предложил следующие условия:
Освобождение крестьян путём постепенного выкупа имений, на что требовалось выделить по 5 млн руб. в год. Крестьяне получали бы по 2 десятины. Остальное — аренда у помещика или у государства (сами крестьяне перешли бы в разряд государственных).
2 десятины — порядка 2-х гектар. Вроде бы, не так мало! При урожайности пшеницы в р-не 13−15 и ржи 15−19 центнеров с гектара выходит… неважно выходит. Поскольку данные — современные. Сбор зерна составлял порядка 5 ц/га, что при урожайности сам-2,5 (собранное количество зерна в 2,5 раза больше посеянного; норма для центра России), составляет порядка 3 ц/га на человека. Я не смог уточнить вида зерновых, так что имеется в виду обобщённое «зерно» без конкретизации (хотя речь скорее о ржи — основной культуре Северо-Востока). Но и так данные впечатляют. А именно — удручают…
Проект, конечно, консервативный. Но его и составил консерватор, и госзаказ был определённым: без насилия над помещиками и без особых расходов для казны. Впрочем, по заявлению министра финансов, в казне не нашлось бы и 5 млн. в год…
Следующий проект, точнее ряд проектов, составили декабристы. При всей моей личной к ним антипатии признаю: проекты отмены крепости были весьма либеральными и передовыми. Не все, но — были. Другой вопрос: который проект взялись бы реализовывать в случае победы? И как далеко удалось бы продвинуться?
Тем не менее все проекты декабристов предполагали личное освобождение крестьян. Приведу, очень кратко, всего два примера от «ведущих разработчиков».
Итак, проект Пестеля предполагал:
У помещиков остаётся половина земель.
Другая половина поступает в «общинный фонд», для обеспечения крестьян землёй и предотвращения обеднения. Почти революционный шаг, учитывая, что даже к 1861 г. 2/3 обрабатываемой земли находились под помещичьей запашкой.
Помещичью землю рассчитывали сдавать арендаторам-фермерам, для организации крупных хозяйств.
Проект Муравьёва отличался, прежде всего, идеей освобождения без земли… почти: по 2 десятины на двор. Реформой государственных крестьян Павла I планировалось по 15 дес/двор, реально вышло — от 8 дес/двор. Да, аналогичный проект незадолго до того выдвигал Аракчеев — но он, повторю, консерватор и вообще противник отмены крепости. Что ж ставить его в один ряд с бунтарем-революционером!
Правда, на практике никто или почти никто из них не освободил своих крестьян… Сказал же, вроде бы (не помню дословно), Николай I: мол, не на кого опереться!
В самом деле: если уж своих крепостных не освободили революционеры («признававшиеся», что именно желание уничтожить крепостничество толкнуло многих из них к восстанию!) — от кого ждать понимания?
А ведь уже был проект Аракчеева, судя по всему, достаточно рабочий. После войны 1812 г. наступил кризис, поспособствовавший упадку помещичьего хозяйства и разорению помещиков. Так что выкупать поместья было, в общем, реально. Рассчитывалось, что деньги за землю помещики пустят на развитие своего хозяйства. И реформа пойдёт не спеша и без насилия; а остальные помещики, увидев выгоды использования наёмного труда, сами пожелают продать крепостных государству…
На практике же крестьяне так и получили небольшие наделы. И вынуждены были землю арендовать, да при этом ещё и платить выкупные платежи государству. Да, освобождение всех крепостных было, в отличие от проекта Аракчеева, одномоментным. Вот только реально оно растянулось на 4,5 десятилетия — именно столько времени крестьяне выкупались, выплачивая долги государству. И то многие недовыкупились, просто платежи были отменены в 1907-м. Может, и их тогда не отменили бы, если бы не революция 1905-го?
К сожалению, недолго длилась свобода. Во время коллективизации крестьян опять закрепостили, отобрали землю, лошадей, коров и овец, Практически оставили ни с чем. Именно тогда случился голодомор в В Украине, в Поволжье, в Казахстане, погибли от голода много миллионов крестьян. Кстати, в Казахстане погибли 48,5% казахов. За эти преступления никто не понес наказание.
0 Ответить