Началось всё с ковбойского шейного платка — вещи поначалу не столько эстетичной, сколько утилитарной. Платок защищал шею всадника от солнечных ожогов. Его можно было натянуть на нос и рот, чтобы защититься от поднимающейся во время скачки пыли. Если вы грабили поезд, то он мог играть роль бандитской маски. Тем же платком можно было промокнуть пот, вытереть руки, перевязать рану…
Неудивительно, что в начале XX века этот полезный аксессуар стал постоянным атрибутом униформы скаутов (от англ. scout — «разведчик»). Эта организация объединяла американских детей, учила их выживанию на природе и другим полезным навыкам, развивала морально и физически. Скаутское движение довольно быстро вышло за пределы США. Уже в 1909 году первые скауты появились и в России.
Их опыт не пропал даром. 19 мая 1922 года в советской России возникла Всесоюзная пионерская организация имени
Правда, в отличие от скаутского, пионерское движение было предельно идеологизировано — оно было призвано воспитать не просто патриота и хорошего человека, но также будущего строителя коммунизма. Поэтому цвет советского пионерского галстука был только красным — он являлся как бы частицей красного знамени.
С. Щипачёв:
Как повяжешь галстук,
Береги его:
Он ведь с красным знаменем
Цвета одного.
…Как повяжешь галстук,
Ты — светлей лицом…
На скольких ребятах
Он пробит свинцом!..
Пионерский галстук —
Нет его родней!
Он от юной крови
Стал ещё красней.
Поэтому использовать пионерский галстук в утилитарных целях, как это делали скауты (котелок там горячий снять или высморкаться), считалось кощунством. Три конца галстука также нашли своё объяснение — это была как бы связь трёх поколений — коммунистов, комсомольцев и пионеров.
Кстати, поначалу концы пионерского галстука не завязывали, а скрепляли специальным зажимом, на котором был девиз «Будь готов!» и изображение костра (костёр мировой революции, призванный охватить пять «поленьев"-континентов»). Вскоре идея мировой революции стала не актуальной, зажим — неудобным, и галстук стали завязывать двумя простыми узлами.
Раз уж мы вспомнили ковбойские шейные платки, то нельзя обойти вниманием ковбойские «боло». Они мало походили на традиционные галстуки и представляли собой шнурок, который висел на шее и скреплялся красивым зажимом. Существует множество легенд о его происхождения — от вменяемых (ковбои переняли обычай индейцев носить обереги на шнурке) до невероятных (мол, отец галстука — обрывок верёвки, которую были обязаны таскать сорвавшиеся висельники).
Официальная же версия гласит, что в 1949 году некто Виктор Эммануэль Цедарстафф выехал на конную прогулку в шляпе, которую украшал шнурок с красивой серебряной пряжкой. Шляпу начало сдувать с головы, и, чтобы не потерять ценное украшение, Виктор повесил шнурок с пряжкой на шею. Друзья сразу обратили внимание на столь оригинальный «галстук», и в 1959 году Цедарстафф своё изобретение запатентовал. Поначалу он называл его «piggin-string» (дословно «поросячий шнурок», а по сути, верёвка для связывания ног скоту), но вскоре поменял на «бола» (так пастухи из южноамериканских пампасов называют верёвку с камнями, которую метают в животное, а она уже запутывает тому ноги).
Ну, а благодаря ковбойским фильмам узорчатый галстук-шнурок быстро пошёл в массы. Его можно даже увидеть в советской кинокомедии 1963 года «Королева бензоколонки».
Самым же популярным в течение всего XX века оставался галстук со свисающими длинными концами. Его форма даже породила такие жестокие идиомы, как «столыпинский галстук» (т.е. петля виселицы, символ усмирения революционного движения в России) и «колумбийский галстук» (вид казни, популярный во время гражданской войны в Колумбии 1948−58 гг., когда язык жертвы вытаскивали через разрезанное горло).
В начале XX столетия у длинного галстука оставался один явный недостаток — он постоянно закручивался, а узел съезжал. Конец мучениям был положен в 1924 году, когда американец Джесси Лангсдорф стал шить галстуки из трёх частей, скроенных по косой. Перекручиваться они прекратили, но и галстучная булавка потеряла практический смысл.
Длинные галстуки стало удобно жевать (см. инцидент с грузинским президентом Саакашвили, который во время конфликта в Южной Осетии начал нервно покусывать кончик галстука). Однако возникла другая проблема — конец галстука стал болтаться в разные стороны и улетать за спину при любом порыве ветра. Так в обиход вошёл галстучный зажим, который мгновенно стал таким же роскошным, как и почившая в бозе булавка.
К 1940-м годам галстуки стали широкими (до 13 см) и короткими. Связано это с тем, что, во-первых, брюки носились на уровне пупка (т.е. верхняя часть силуэта укорачивалась), и во-вторых, популярен был жилет, под которым конец галстука был скрыт. Что касается расцветки, то она была яркой, кричащей, «попугаечьей» (взгляните хотя бы на галстуки Арчи Гудвина в сериале «Тайны Ниро Вульфа»). Такие аляповатые галстуки с экзотическими названиями (вроде «Рассвет в Африке» и «Пожар в джунглях») быстро переняли советские стиляги.
Из песни группы БРАВО «Стильный оранжевый галстук»:
Пускай я никогда не встречал в Африке рассвет
И не видел сам пожар в джунглях в час ночной,
Но знаю точно я — на земле самый яркий свет,
Свет, который дарит всем стильный галстук мой.
В 1950-х годах костюмы стали сужаться, а пояс брюк снижаться. Соответственно, галстуки сузились и удлинились до 130 см. Буйство красок тоже притихло. На фото группы BEATLES начала 1960-х мы уже можем видеть длинные узкие однотонные галстуки.
Дальнейшая эволюция этого аксессуара напоминала маятник. В 1965 году популярными становятся широкие галстуки-«селёдки» с треугольными концами, а в начале 1970-х в моду вновь возвращаются яркие расцветки. К началу 1980-х модные галстуки уже другие — чёрные, узенькие (до 3,8 см), часто выполненные из кожи. И т.д.
Отношение к этому предмету тоже меняется. Поначалу галстук был обязателен для любого приличного мужчины, затем — только для политиков, чиновников, офисной и школьной униформы. Из-за этого молодёжь начала испытывать неприязнь к галстукам. Многие воспринимали их как символ официоза и корпораций, «удавку системы» на шее «свободной личности».
Впрочем, и политики носят галстуки далеко не везде. Долгое время я удивлялся: почему президент Ирана — Ахмадинеджад — появлялся на официальных мероприятиях со свободно расстёгнутым воротом? Оказалось, что со времён иранской исламской революции 1979 года носить и продавать галстуки — как один из символов «нечистой» западной цивилизации — стало запрещено.
Несмотря на это, трудно не согласиться с тем, что без этого аксессуара строгий мужской костюм смотрится расхлябанным и незавершённым.
Что касается женского галстука, то пик его популярности во второй половине XX века пришёлся на 1980-е. Многие считают, что на это не в последнюю очередь повлиял имидж героини к-ф «Энни Холл» (1977) в исполнении актрисы Дайан Китон. Тем не менее женщины (если это не касается униформы) всё-таки носят галстук значительно реже, чем мужчины. Жаль. По-моему, он только добавляет им стильности и элегантности.
Друзья, идиотская иллюстрация к неидиотской вроде бы теме...
Хочется надеяться, что общий уровень писателей и читателей школы все же не такой, как продемонстрировано здесь.
0 Ответить
Полагаю, понравилось не только мне, просто большинство людей не оставляет комментариев вообще в не всегда голосует даже за очень понравившиеся статьи.
Да вы и сами знаете это.
Успехов и новых увлекательных статей!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Увлекательно и познавательно. Спасибо! Сходила, почитала и другие ваши статьи. Очень интересно.
Успехов!
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Екатерина Ищенко,
Рад, что понравилось!
0 Ответить
Спасибо, Сергей, за увлекательное чтение.
Ещё один цикл отличных статей, очень интересно!
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Мария Абрамова,
Спасибо!
1 Ответить