«Не зять бы был, кабы на Сырной тёщу не угостил!» — гласит русская народная пословица. Зачин «тёщиных вечёрок» проводился накануне. Зять, мало того, что сам недавно, в среду — «на лакомки» — был гостем в родительском доме жены и приглашал к себе, обязан был ещё и в четверг заслать «позываток» в лице своих друзей и деревенских ребятишек.
Численный состав ватаги этих «спецкурьеров» соотносился со степенью почёта, выказываемого тёще: чем больше, тем уважительнее. А родители жены должны были «спонсировать» своё гостевание у зятя, вручив ему для этого заблаговременно весь набор для блинного творчества — от квашни, сковородки и половника до муки и масла (да не по горсточке, а «от души»).
Тёща от приглашения прямо расцветала, мигом оповещала сельчан, которые и без того были в курсе, благо вести по округе разносились быстрее ветра. И она могла на радостях взять с собой в гости к зятю кого пожелает: и родных, и соседей, и подружек.
Роль «тамады» на «тёщиных вечёрках» должен был исполнять дружка жениха, если к этому времени оставался неженатым, и за свои труды в конце праздника ему полагался подарок. Если же дружка успел обзавестись собственной семьей, ему подыскивали замену, чтобы торжество не пошло самотёком и по ходу его были учтены и выполнены все правила.
Так, помимо угощения, на «тёщиных вечёрках» полагалось отводить место семейному воспитанию женатых детей. Мать жены должна была учить зятя уму-разуму, «одаривать» своими советами, а он — слушать да благодарить, беспрестанно показывать своё расположение к ней и стараться снискать ответное.
Кроме того, он должен был продемонстрировать свою стать и сноровку. Тёща могла дать ему задания или самостоятельно, или в соперничестве с другими гостями (да хоть бы и с тестем) гвозди в доску забивать, дрова колоть — на скорость и на умение.
Были и другие игры и забавы. С одними мётлами чего только не выделывали на масленичных вечёрках: метали; верхом катались, стараясь не сбить ограничительные столбики; на лбу стоймя носили на время или на расстояние.
И, конечно же, культурная программа «тёщиных вечёрок» не обходилась без песен, плясок и частушек. Вот, например:
У меня зятек один —
У соседки семеро.
Я спросила: «Где взяла?»
«В огороде сеяла!»
Когда б не было воды,
Не было бы рощи.
Когда б не было жены,
Не было бы тещи!
Сели разом все за стол,
Дали душеньке простор,
Друг на друга поглядели
И блины-то все поели!
Масленица да Сырная
Гладит пятый день подряд по головке,
А назавтра, в день шестой
навестим золовку.
Но и это ещё не всё. Кульминацией праздника было катание в санях, и зять непременно должен был усадить с собой тёщу. Вот так весело справляли на Руси «тёщины вечёрки»!
Замечательно!. Всегда по-доброму и всегда познавательно... Картинку увидел. Понравилась. Думаю, что к месту будет.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Вячеслав Старостин,спасибо на добром слове. А за картинку - еще одно
Я видела похожую, но Ваша ярче
1 Ответить
...в соперничестве с другими гостями (да хоть бы и с тестем) гвозди в доску забивать
Знавал я как-то мужичка, который, будь такие соревнования официальным видом спорта, обязательно стал бы чемпионом мира по нему.
Молодых же, в своё время, у нас куда только не посылали. Как-то организация, в которой я тогда работал, должна была получить квартиру в строящемся доме. Но за это, она обязана была какое-то количество часов отработать на его строительстве. Хотя квартира мне тогда не светила, пару недель мне пришлось там повкалывать.
И в один из этих дней, меня бросили на настил черновых полов. Естественно, главным там был плотник, а я так... Подай, принеси.
Но, конкретно, о плотнике. Работал он так. В левую ладонь набирал (не глядя, быстро из принесенной мною «под руку» стандартной коробки) пригоршню половых гвоздей. А они большие - восьмидесятка, как минимум. Гвозди ложились в ладонь ровным овальным "бочонком". Шляпка к шляпке. Заостренной частью он прижимал этот бочонок к половой доске. Придерживая шляпку гвоздя большим пальцем, средним выкатывал первый гвоздь из "бочонка". И сразу, одновременно, с небольшим замахом, бил по нему молотком, зажатым в правой руке. С первого удара гвоздь входил в доску по самую шляпку. Тут же левая рука уходила чуть в сторону (к следующей половице),средний палец «выкатывал» из зажатого в левой ладони гвоздевого «бочонка» очередной гвоздь, короткий взмах правой рукой и... Очередной гвоздь по шляпку в очередной доске. И сам перемещаясь чуть влево, плотник снова отводит левую ладонь чуть в сторону, - к очередной доске и... Всё повторяется снова.
В общем, минута, может чуть больше, но мы вдоль стены прошли ВСЕ половицы. Шаг назад, не глядя в левую ладонь из подтащенной мною коробки набирается новый гвоздевой бочонок и... И мы пошли в обратную сторону, вбивать в половые доски очередной ровненький (как под швейную машинку) ряд гвоздей. Да и вообще, сравнение с швейной машинкой, на мой взгляд, более, чем уместно. Потому что работал он именно как машинка. Быстро, на автомате, даже не глядя в сторону забиваемых гвоздей, и при этом разговаривая со мной о чем-то постороннем, не связанным с работой.
Не знаю, удалось ли мне передать хоть какую-то толику моих тогдашних впечатлений, но могу сказать одно — профессиональная работа, это тоже — очень красиво!
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Константин Кучер, спасибо за рассказ. Класс! Только посмотреть - и то какое удовольствие наверно. Я с таким не встречалась никогда.
0 Ответить
Рассказ?..
А что! Если сюда добавить ещё и описание внешности плотника... А оно было, поверьте мне, достаточно колоритным и запоминающимся. Если добавить описание, то, вполне возможно, из этой зарисовки может получиться что-то похожее на рассказ. Спасибо за идею, Валентина!
Но об этом, наверное, лучше в личку.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Константин Кучер, конечно, рассказ. Успеха!
0 Ответить