В романе «Белларион» она выступает как второстепенное действующее лицо, однако нарисована достаточно ярко. Показана она амбициозной, честолюбивой натурой, одержимой страстью стать миланской герцогиней. Было ли ей свойственно такое же властолюбие в действительности — сложно сказать. Но именно воплощение мечты о герцогской короне принесло ей страдание и смерть.
На полях истории
Реальная Беатриче ди Тенда жила на рубеже
После смерти Фачино Кане его вдова унаследовала огромное состояние и обширные владения. Вторичный брак оказался роковым для Беатриче. Её новым супругом стал Филиппо Мария Висконти — герцог Милана с 1412 года. В этом браке тоже имела место разница в возрасте, но ситуация сложилась диаметрально противоположным образом. На сей раз сама Беатриче была старше своего мужа, причём на целых двадцать лет.
Тем не менее поначалу Филиппо испытывал симпатии к жене, которая, несмотря на возраст, отличалась красотой, обаянием и незаурядным умом. Однако довольно быстро наступило охлаждение. У Беатриче нашлись недоброжелатели, по чьим наветам её обвинили в супружеской неверности. Герцог, по натуре жестокий и подозрительный, не преминул воспользоваться этим предлогом, чтобы избавиться от жены. По приговору суда она была обезглавлена. Это произошло в 1418 году.
Перекликание судеб
В глазах современников, а затем и потомков Беатриче чаще представала как жертва произвола. На то есть веские основания. Достоверных подтверждений её вины не было. К тому же сам герцог Филиппо был весьма непопулярной фигурой, гораздо большими симпатиями пользовалась сама Беатриче. Расправа над ней могла только усилить неприязнь жителей Милана к своему правителю.
«Кто много говорит о неповторимости, тот плохо знает историю», — сказал немецкий учёный и публицист Вильгельм Швебель. Судьба Беатриче в какой-то мере предвосхитила участь английской королевы Анны Болейн, казнённой по аналогичному обвинению. И, что любопытно, обе они вдохновили композиторов XIX века. Гаэтано Доницетти написал оперу «Анна Болейн». А судьба Беатриче ди Тенды заинтересовала Винченцо Беллини, и в 1833 году состоялась премьера его лирической трагедии.
Сценическая жизнь этого произведения оказалась непростой. На фоне триумфов других творений Беллини новую оперу «Беатриче ди Тенда» ожидал крайне неодобрительный приём, граничивший с провалом. Возможно, сыграл свою роль мрачный сюжет. Но сам Беллини сказал: «Моя „Беатриче“ отомстит за себя». Современные постановки подтвердили музыкальные достоинства партитуры. В опере показана трагическая развязка судьбы Беатриче — честной, благородной героини, сумевшей стать выше происков врагов.
Страницы либретто
…Миланский герцог Филиппо погружён в мрачные думы. Он охладел к своей жене Беатриче. Его помыслами овладела прелестная Аньезе. Последняя же влюблена в молодого придворного Оромбелло. С ним она настойчиво ищет свидания. Однако Оромбелло холодно отвечает на её пылкие речи. Аньезе начинает подозревать, что он испытывает чувства к самой герцогине.
Беатриче во власти печальных размышлений. Громкий титул не принёс ей счастья. Глядя на статую своего первого мужа Фачино Кане, Беатриче вспоминает прошлое и остро чувствует одиночество. Филиппо настроен к жене весьма агрессивно, что повергает её в отчаяние. Ей робко пытается объясниться в любви Оромбелло. Беатриче сочувствует юному поклоннику, однако не допускает даже мысли нарушить супружескую верность.
Внезапно появляется Филиппо, которого нарочно привела Аньезе. Он бросает Беатриче обвинение в измене. Для «подтверждения» приказывает подвергнуть пыткам Оромбелло. Не выдержав мучений, несчастный подтверждает обвинение в преступной связи с герцогиней. И только затем с ужасом осознаёт, что, оклеветав себя, погубил и Беатриче. Оромбелло отказывается от всех показаний и даже просит для себя более тяжких мучений, надеясь загладить вину.
Смертный приговор составлен, дело только за подписью. Достаточно росчерка пера — и Филиппо свободен от уз брака. Но тут жестокого герцога одолевают сомнения. Ему страшно, что потомки осудят его. В это время в замок приносят весть: среди граждан Милана зреет недовольство, они готовы восстать и освободить Беатриче. В гневе Филиппо подписывает приговор и требует немедленного исполнения.
Во внутреннем дворе замка приближённые герцогини с ужасом ждут её появления. Но Беатриче спокойна и готова достойно встретить смерть. Тем временем вбегает раскаявшаяся Аньезе — она бросается к ногам осуждённой, надеясь вымолить прощение. Беатриче находит в себе силы примириться со всеми, кто сделал ей много зла. Её слова сливаются с голосом умирающего Оромбелло. Простив своих врагов, Беатриче идёт на эшафот.
Вместо послесловия
…Яркая личность подчас весьма противоречива. Возможно, такой была и Беатриче ди Тенда. В молодые годы она могла быть отнюдь не лишённой властолюбия, какой предстаёт под пером Сабатини. Однако осознание своих заблуждений, пусть и позднее, возвысило её в глазах потомков. Поэтичный образ, сотканный из пленительных мелодий Беллини, восхищает до сих пор. Сквозь века пробиваются драматичные предания. Одной из таких легенд стала «миланская Анна Болейн» Беатриче ди Тенда.
...Вот почему я предлагаю сделать к/ф "о таких разных американцах" по мотивам книжки "Ну, что тебе сказать про СэШэА?" ...