Семья Карповых происходила из Оренбурга. Жили как все, работали. Отец Василий Карпов считал себя потомком яицких казаков и сыну Владимиру эту веру передал. В начале 30-х годов семья переехала в Ташкент. Там тепло, там жить легче.
Подросший Владимир после школы поступил в Ташкентское пехотное училище. За время учебы он успел стать чемпионом Средней Азии по боксу в своей весовой категории (средний вес), написал несколько стихотворений, напечатанных в местной газете. Все в его жизни шло если не прекрасно, то по крайней мере — очень хорошо. Еще пара недель, выпуск, два лейтенантских кубаря в петлицу — и принимай пехотный взвод, учи новых подчиненных стрелять, окапываться. Всему, чему научили молодого лейтенанта.
Но уж слишком хорошо у него все получалось. И в учебе один из первых в училище. И поэт. И чемпион по боксу. И друг по училищу — сын генерала, командира училища… Видимо, последнее его и подвело. Кто-то шибко умный накатал донос. Мол, допускает разговорчики о Ленине и Сталине. Нет, не ругает — упаси боже! Просто сравнивает! А в друзьях у него — сын начальника училища!
Начальник училища, генерал-майор Петров, служил в Туркестане с 1922 года. Командир эскадрона, полка, бригады. Участвовал в боевых действиях против басмачей, рос в должностях и званиях. Генерал-майора получил в 1940 году.
Очень прямой и честный человек. Видимо, его честность кому-то не слишком нравилась. Уж больно принципиальный. Да, честный коммунист, боевой командир, орденоносец, награжденный орденом «Красного Знамени», но…
В НКВД пехотного курсанта начали колоть на тему участия в антисоветском заговоре, руководимом руководством училища — лично генералом Петровым. Не сложилось. Мальчишка держался твердо. В общем, следователь вынужден был от идеи заговора отказаться. И впаяли парню 5 лет по одному из пунктов знаменитой 58-й статьи. Ни за что. Как впоследствии писал кто-то из остроумцев: «„Ни за что“ больше 5 лет не давали».
Так в самом начале лета 1941 года оказался Владимир Карпов в лагпункте на лесоповале. Когда началась война, он начал писать письма в Москву, Калинину — с просьбами отправить его на фронт. Пусть не сразу, но письмам дали ход.
На фронте появились штрафные роты. Именно в такую роту Калининского фронта его и направили. Дабы «смыть кровью». С октября 1942 по январь 1943 Владимир был рядовым штрафником.
В штрафных ротах бойцы оставались до первого ранения (это называлось «смыть вину кровью») или до крупного успеха роты в боевых действиях. Тогда особо отличившихся в бою бойцов вместо награждения орденом переводили в линейные части. Владимиру в боях везло — осколки и пули обходили его стороной. Так что после очередного успешного боя его наградили переводом из штрафной роты в разведвзвод пехотного полка. Рядовым, конечно…
А далее — в разведке молодой боксер оказался очень полезен. В рукопашной схватке его апперкоты мгновенно обезоруживали будущих «языков». И долго бывший курсант, а теперь отличный разведчик, остаться рядовым не мог. Вскоре он вырос в чинах до лейтенанта и начальника разведки полка.
После тридцатого взятого им пленного его командиры, следуя существовавшим положениям о наградах, написали на него представление на Героя Советского Союза и отправили наверх. Из дивизии их одернули: «Вы понимаете, на кого представление на Героя написали?» Как же — бывший враг народа… Хоть судимость и снята была уже к этому времени. Но характер, характер-то его независимый, никуда не делся.
Ну, его наградили орденом Красной Звезды. Был ранен, вылечился, вернулся обратно к своим однополчанам. Потом, после новых рейдов в тыл врага, когда количество взятых им пленных дошло до 50, ему дали орден Красного Знамени. Но он продолжил ходить в немецкий тыл и приводить оттуда пленных… Так дошло все же и до звания Героя Советского Союза. А общее количество взятых Владимиром Карповым языков достигло 79…
Вскоре после присвоения звания Героя он был в очередной раз ранен, на этот раз тяжело, и после излечения на фронт уже не вернулся, поступив в Высшую разведывательную школу Генштаба.
После войны учился. В Военной Академии и в литературном институте. Служил в Средней Азии и писал книги.
В начале 60-х годов ушел в запас полковником и занялся литературой. Был и писателем, и литературным чиновником. Вместе со всей страной вляпался в перестройку. Своих не предавал, за что и был многократно отмечен различной иностранной демократической прессой. Как лгун и сталинист… Самое то для бывшего врага народа…
Полагаю, можно сказать, что честность и отказ от бесчестия даже в условиях, когда это грозило ему смертью, и составляло основу его жизни. И провело его по жизни — от «врага народа» до Героя Советского Союза.
Что еще почитать по теме?
Евгений Долматовский: как сын врага народа стал народным поэтом?
Страницы российской истории. Кто из командиров дивизий первым стал Героем Советского Союза в Великую Отечественную войну?
Как Леонид Солодков стал последним Героем Советского Союза?
Уважамый г-н Неклюдов!
Я настолько с Вами согласен, что даже добавлять ничего не буду. Вы все сказали на эту тему.
Спасибо за Ваше выступление.
0 Ответить
События покидаемого Севастополя красными командирами в 1942 г. не было случайным. В стране была основательно зачищена ее элита. Поэтому сдача немцам своих солдат, матросов и местных было обычным делом... Да и делать то ничего не пришлось. Просто умыкнуть, спасти свою шкуру и делов... Еще в 20-х годах РККА и ее командиры запросто брали в заложники россиян в местах протестов крестьян - продразверстке. Это тогда, когда в трудовых крестьянских семьях изымали даже семенное зерно!? Расстрелы заложников, применение отравляющих газов, стрельба из артиллерии по кронштадтским морякам - проверенные манеры власти в общении с россиянами...
В конце мая 1941 года, примерно за год до событий в Севастополе было решено эвакуировать британские войска с острова Крит в Египет.
Для командующего Средиземноморским флотом Великобритании адмирала Кэннингхэма покинуть армию в столь критический момент значило нарушить все традиции.
Кэннингхэм заявил: «Флоту нужно три года, чтобы построить новый корабль. Чтобы создать новую традицию, понадобится триста лет. Эвакуация будет продолжаться…».
Такая разница в поведении западных командиров в сравнении с советскими объясняется открытостью их общества. Любая оплошность и тем паче пренебрежение в защите достоинства и жизни вверенных тебе военных будет означать отставку и позор...
у нас же гибель лодки у берега крупнейшей военной базы, гибель страждущего воздуха ее экипажа может быть причиной даже награды командующих, под ловкий лживый гул зависимых СМИ.
С огорчением приходится добавить. Советы, предав в мае 1942 г. своих защитников в Севастополе, кого обрекло на плен, немецкие концлагеря... затем клеймили их как предателей. А после то же ссср заперло оставшихся в живых в советские лагеря...
И этого было мало нашим людоедам.
Тех кого не уморил ГУЛАГ, с клеймом предателя в биографии выпустили в дальнейшую жизнь – через регулярные допросы местных «бдящих» органов, пожизненные обвинения со стороны «бдительных» руководителей и подозрения со стороны соседей...
0 Ответить
автор, рассказывая (кратко)о жизни россиянина Карпова в условиях ссср не раз обреченно замечает - как опрометчиво россиянину быть в своей стране честным, принципиальным, умелым...
Автор совершенно прав. Это хотя и огорчительно - но так.
Затем автор сделал вывод: "честность (россиянина)и его отказ от бесчестья в условиях (не сменяемой власти преступников-большевиков), неминуемо ведет россиянина во «врага народа».
В скобках добавил свои слова - и воля автора дать другое объяснение трагедии России и трагедии россиян, поверившей преступным краснобаям...
Автор: Игорь Вадимов
Источник: https://www.shkolazhizni.ru/culture/articles/77590/
© Shkolazhizni.ru
0 Ответить
Согласен.
0 Ответить
Г-н Солодов! Ну что можно ответить на данный пост?
Не хотите знать, как именно шла оборона Севастополя, а перед этим Одессы? -- Воля Ваша.
Не считаете Карпова "за авторитет"? -- Так он "авторитетом" никогда и не был. Он сначала сидел по доносу, потом воевал. На самой передовой, а потом, в разведке, и за передовой. Был при этом несколько раз ранен. Потом служил. Бандюком он не был никогда.
Хотите надеяться, что Карпов "из таких"? Можете надеяться. Можете не надеяться. Делайте, как хотите.
А вот ответственность за адм."Октябрьского" (при рождении - Иванова) на ген.Петрова - не надо вешать (заранее, на всякий случай - и за Ворошилова, и за Павлова, и за Власова - пусть они сами за свое платят)
Читать статью из украинских источников я последние несколько лет брезгую. Раньше читал. А теперь -- как-то стыдно за тех, кто работает на укронете. Изредка читаю "цитаты" из укротворчества - ужасно стыдно. Изредка смотрю на ТВ выступления украинских журналистов и политиков. Это ужас.
Уверен, что Вы читаете очень крутые статьи о той войне. И Бог с ними, со статьями и с их крутизной. Статья должна быть честной, а ее "крутизна" (или "попсовость"?) - к литературе не относится.
0 Ответить
Г-н Вадимов! Не собираюсь вдаваться в подробности обороны Севастополя. Но то, что все это было совсем не так, как описвал Карпов, у меня сомнения нет. Вот только одна ссылка: http://gazeta.zn.ua/SOCIETY/broshennyy_garnizon.html
Я читал намного круче статью о Петрове, потому и написал Вам о взрыве в каких-то пещерах... Но уже искать ее (это статью) не хочется. Найти можно. Но даже по той статье, что я предлагаю Вам почитать, видно, что Петров далек от идеала. А уж об адмирале Октябрьском и говорить не нечего. О нем очень плохо отзывался адмирал Исаков, который тоже принимал участие в обороне Севастополя, и в моем рассказе о нем (Волшебная сила искусства)он размышляет как раз о том, как удалось советской пропаганде севастопольский провал трансформировать в легендарную оборону города. Так что не считаю Карпова за авторитет в теме самого Петрова и тем более в описании севастопольсокй эпопеи. Есть такие, которые искренне верят тому, что пишут. Наверное Карпов из таких. Надо надеяться.
0 Ответить
Я, по молодости лет, еще в 70е, читал какие-то повести Карпова. О войне. И о после войны. Какая-то сильно потертая книжечка с разваливающимся переплетом. Выпуска начала 60х. На фото в книге он походил на Симонова времен войны.
По сравнению с тогда распространенным славословием и упором на победы, там было про войну честно. Хотя автор не тыкал читателя мордой в распоротые животы еще живых. но скоро уже мертвых (как модно делать сейчас) и находил во фронтовом быту какие-то домашние черты.
"Про Сталина" я не читал и не буду. Хотя в последнее время книги о нем заставляют сильно задуматься. Над теми его портретами. что нам рисуют наши СМИ.
Я "демократические наши СМИ" имею в виду. Их отчаянные попытки изгадить человека, работавшего Верховным Главнокомандующим во время той войны, приводят к абсолютно противоположным мыслям.
Кажется, насчет Сталина и Берии, их работы в ту войну - нас всех страшно обманули.
Насчет обороны Севастополя... В книге Карпова о Петрове очень хорошо написано.
А Аджимушкайские катакомбы - находятся в районе Керчи. Может быть их приказал взорвать Мехлис? И как так могло получиться, что в этих катакомбах люди воевали с немцами еще несколько месяцев?
А верить мне вовсе не надо. Проверяйте. Не надо снисходить до нас. И уж во всяком случае - не стоит нас заранее прощать за все. что мы, наверное, неправильно написали.
Как бишь, там. у Райкина? "Вы не проверяли? Я тоже. Значит ясно - вор-рыцидивист. И проверять нечего."
1 Ответить
Ничего не читал "карповского" кроме "Полководца". Книга явно апологетическая. Петров проиграл в Крыму все что можно было проиграть. Но свое дело сделал - отвлек часть немецких войск как в Крыму, так и на Кавказе. Из порочащего того же Петрова прочитал (проверять не стал, за точность не ручаюсь), что он приказал взорвать пещеры в Аджимушкайских каменоломнях, где лежали 20 тысяч раненых. И взорвали. Если это так, (опять же повторяю, не проверял), то для меня Петров является примером одного из мясников, которые командовали советскими войсками. Таких было много. Сам же Петров сбежал из того же Севастополя.
По слогу, которым написана книга, могу сказать, что Карпов не писатель, но журналист, вполне приличный. Кто-то еще что-то читал? Рассказы, повести... Еще он написал книгу о Сталине - хвалебную. Не читал и не стану, ибо это читать, скорее всего, вообще нельзя, если хвалебная. Сталина хвалить, все равно что дьявола. О Сталине можно много писать. О том, какую огромную работу он проделал во время войны. Объем проделанного им невероятный. И это подкосило его. Вспомнить достаточно кадры хроники до войны, когда можно видеть сравнительно молодого мужчину, и после - совсем старик. Но хвалить в целой книге человека, из-за которого СССР потерял миллионы жизней, мне кажется занятием недостойным.
Кстати, он жив, этот Карпов, или уже умер?
Вообще, чтобы отвечать на такую статью достойно, надо лезть в тот же ГУГЛ, и проверять все. Поверим автору на слово, что Карпов был достойным человеком, Героя получил не зря, и принципиальным.
0 Ответить
Помню его в советское время в какой-то военно-патриотической телепередаче на ЦТ - он там был ведущим. Всегда такой строгий, немного мрачный. Похож был на упёртого сталиниста. оказывается, был разведчиком - и после войны тоже.
Не совсем понятно, а порочащие заметки про Петрова он же и написал, или кто-то другой уже?
0 Ответить
Ильгиз Ибрагимов, Карпов написал книгу про генерала Петрова.
Как тот воевал. Как из ничего создал защиту Одессы, а потом - Севастополя.
Как пытался застрелиться, когда Севастополь пришлось сдать.
Как потом командовал фронтами до конца войны.
Как пришелся не ко двору у Сталина ...
И многое-многое другое.
Вы ссылочку на порочащие Петрова заметки знаете? Или просто "что-то слышали"?
1 Ответить
Мне очень понравилась его книга в "толстом журнале" "Полководец" о генерале Петрове - герое обороны Одессы и Севастополя. Позже доводилось почитать и очерняющие Петрова заметки.Книга содержательная и легка по языку. Запомнились многие, узнаваемые эпизоды из послевоенной жизни.
1 Ответить