Александр Смирнов Грандмастер

Зачем изучать историю?

Для чего нужна наука история, помимо того, что историкам нужно на что-то жить? Вот они и напускают важности. Во всяком случае, существует и такой взгляд на историю…

Триумфальная арка, Пальмира, Сирия, 2012г Источник

А зачем этот предмет остальным? Не историкам? Зачем нужны отвлеченные, далекие от реальности знания о жизни давно умерших людей? Чем помогут события многовековой… да пусть и меньшей, давности? Что было, то прошло. Ещё вспомним, что «История ничему не учит». А жить надо настоящим. И…

Все это так. Почти. Поскольку история — не вполне набор дат и событий, как она выглядит в учебниках. Нет, даты есть, и есть твёрдо установленные факты. И еще то, как воспринимали происходящее современники событий. Остальное — по сути, реконструкция, общепринятая версия которой входит в учебники.

Только не стоит сразу заводить песню об «учёных, которые не понимают». Понимают. И конечно, реконструируют не абы как, а опираясь на проверенные практикой закономерности — исторические, экономические и пр.

Троя – известная историческая достопримечательность Турции
Троя – известная историческая достопримечательность Турции
Источник

И ещё: здесь история стыкуется с психологией. Дисциплиной вполне практической, суть которой в понимании себя и других. История предоставляет замечательный материал для изучения и психологического анализа: исторические личности и ситуации из реальной жизни.

Есть сложность: действительных мотивов исторических личностей мы никогда не узнаем. Есть и плюс: исторические события мы видим состоявшимися, зная их предпосылки и последствия. Имея возможность увидеть ситуацию в развитии, от начала и до конца. Значит, можно проанализировать поведение участников, а главное — попытаться понять их мотивы.

Попытаться! Ясно осознавая, что это не знание, а реконструкция, версия. Если только сам персонаж не изложил свои мотивы в письмах, мемуарах, дневниках. Именно сам! К воспоминаниям «очевидцев» об услышанном «случайно» или в «личной беседе», тем более слышанном в передаче третьих лиц, стоит относиться осторожно. И совсем осторожно — если мысли исторических личностей излагаются без ссылок на источники.

Что полезного в подобном «историческом психоанализе»? Смотря для кого! Для психолога (особенно будущего) это интересная практика. Для историка — понятно, «просто» часть обычной работы. Для всех остальных — отличное упражнение для развития аналитического мышления.

Учебник по истории для 5-го класса
Учебник по истории для 5-го класса
Фото: pixabay.com

А для интересующихся историей — способ и возможность эту историю понять. Не запомнить, где и когда происходили некие события. Именно понять: как и почему происходили именно они и именно так. Уловить внутреннюю логику происходящего.

Обязательно (без этого ничего не выйдет!) постараться понять логику исторических персонажей. И естественно, логику событий «вообще», в целом.

Зачем все это нужно?

Во-первых, и нужно не всем, а тем, кто историей и так интересуется.

Во-вторых, в прошлом и настоящем действуют одни и те же принципы и закономерности, одна логика развития событий.

То есть, научившись понимать прошлое, нам много проще понять настоящее.


Что еще почитать по теме?

Наука ли история?
Вредно ли изучать историю в школе?
Какая ложь таится в учебниках истории, или Чему учат в школе наших детей?

Обновлено 9.09.2016
Статья размещена на сайте 30.08.2016

Комментарии (9):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • История - просто набор занимательных рассказов. "Если из истории убрать всю ложь, то это не означает, что останется только правда, может вообще ничего не остаться" - эту цитату часто повторяют на телеканале История. Говорят, что история учит одному: она никого ничему не учит. Хотя, одно исключение указать можно - послереволюционный "красный" террор затянувшийся до 1953 года, был скопирован Лениным с террора Французской революции.

    • Анатолий Григорьев, если для вас это не более чем набор рассказов... что ж, я вам искренне сочувствую. видимо, история так и останется для вас закрытой.
      а насчет фразы с канала "История" - так вспомните, в какой программе сие повторяют. и каков настрой и тон этой программы

  • Вся история - интеллектуальный тренажер для умеющих думать?
    Однако...
    Во всяком случае эта тема - много умнее вчерашней статьи о вреде чтения. Хотя и та статья и эта - скорее - провокационные, заставляющие читателя думать и предлагать свои аргументы.
    ...а, действительно - зачем "эти историки" измышляют гипотезы, ездят в экспедиции, выкапывают из земли какие-то черепки?
    Или, сидя в удобных креслах, выводят название города Холмогоры из норвежского "Kalmi-vaare" (могилы-холмы), доказывая норвежское происхождение русских северян-поморов... - зачем? Из политических соображений?

    Оценка статьи: 4

  • Кроме того, сопоставление реальностей, например, зарплаты нашей семьи 2000 года (4500 руб.) и нынешней пенсии (23 тыс. руб.) показывает, что уровень доходов в сопоставимых ценах не изменился. Изменилась структура расходов. Сейчас много идет на непрерывную модернизацию своего дома и содержание авто. В прошлые времена об этом даже не задумывались. Как жили от зарплаты до зарплаты, так и живем от пенсии до пенсии. Правда на зубы уже не хватает - приходится варить кашку и жарить котлетки.
    Так что исторический взгляд весьма полезен. Утешает.

    Оценка статьи: 3

  • Николай Аблесимов Николай Аблесимов Грандмастер 8 сентября 2016 в 04:29 отредактирован 8 сентября 2016 в 04:31

    Изучать может и ни к чему, но интересоваться следует.
    Во-первых, мы живем в конкретном географическом пункте. Следовательно, необходимо знать как он появился и чем знаменит в прошлом. Например, родившись в Воронеже нельзя не знать о засечной черте против южных татар и о его роли в судьбе русского флота и русской литературы.
    Учась в Ленинграде, с большим уважением постигаешь это болотное чудище.
    Переехав на Дальний Восток, невольно сравниваешь времена американского Дикого Запада и российского не менее Дикого и очень далекого Востока.
    Возвратившись в новгородскую Европу, обнаруживаешь, что шведы бились с Россией не только у Полтавы и под Нарвой, но и на речке Белой, что протекает через наш райцентр Любытино.
    Во-вторых, ты живешь в определенное время и невольно соотносишь его с временем историческим. Пусть оно и многовариантно, очень полезно сравнивать сии варианты. Наш вход в Афганистан в декабре 1979 года был заранее обречен на неудачу, надо было только знать историю британских потуг в этом регионе в веке девятнадцатом. Читая шеститомник У. Черчилля о Второй мировой войне ощущаешь заботу англоамериканцев о солдате и наших Сталиных и Жуковых.
    Примерно так.

    Оценка статьи: 3