Это — успешный актер театра de la Republique, известный не только своими успехами на сцене, но и за кулисами. Дело в том, что он был выдающимся костюмером. И его талант был известен за пределами театра: в 1804 году он разработал коронационную мантию Наполеона. С 1815 года до своей кончины он — костюмер Парижской оперы.
Роскошный наряд, сделанный Турнелем, изобразили на своих картинах Энгр и Франсуа Жерар. К сожалению, оба произведения не были написаны с натуры, но еще при властвовании Наполеона, так что можно считать, что они близки к оригиналу.
Портрет Турнеля принадлежит кисти Аделаиды Лабиль-Жиар (1749−1803) — французской портретистки и миниатюристки. Где и как они познакомились, был это заказ или «портрет по дружбе», каким образом он оказался на аукционе Hôtel des Ventes в 1851 году, спустя полвека после его появления на свет — неизвестно. Скорее всего, у модельера не оказалось близких родственников, которые хотели бы сохранить о нем память.
Аделаида родилась в Париже в семье галантерейщика, у которого был магазин «Все для туалета». Подростком она училась миниатюрной живописи у друга семьи Франсуа-Эли Винсента, швейцарского миниатюриста. Вероятно, его связи помогли Аделаиде выставить свои работы в Академии св. Луки.
Когда ей исполнилось двадцать лет, она вышла замуж, и в брачном контракте от 25 августа 1769 года она была записана профессиональным художником Академии св. Луки*. Первый брак распался через девять лет, второй раз она вышла замуж за художника Франсуа Андре-Венсана, обладателя Римской премии 1768 года и академика Королевской Академии.
Первая выставка Аделаиды Лабиль-Жерар в Салоне Академии св. Луки состоялась в 1774 году. После закрытия в 1777 году этой Академии Аделаида начала учиться живописи у Франсуа-Андре Винсента, чтобы иметь возможность стать членом Королевской Академии (надо было представить хотя бы одну работу маслом).
Талант художницы был оценен, чему способствовал ее учитель Франсуа-Андре Винсент, который рекомендовал своим друзьям и знакомым заказать Аделаиде свои портреты. Именно это помогло ей в 1783 году стать членом Королевской Академии живописи и скульптуры.
Покровительство принцессы Мари Аделаиды, тетки Людовика XVI, принесло Лабиль-Жерар пенсию 1000 ливров и заказы на портреты самой Марии Аделаиды, ее сестры Виктории-Луизы и сестры короля Елизаветы. В 1795 году она получила право жить в Лувре и пенсию 2000 ливров.
Лабиль-Жерар продолжала выставляться в Салоне до 1800 года. В июне 1799 года она вышла замуж за своего учителя Франсуа-Андре Винсента, после чего некоторые ее работы были подписаны «Мадам Винсент».
Точность в деталях, какое-то необыкновенное проникновение в сущность портретируемых — благодаря этим качествам ее работы были востребованы, она сама не была забыта. Портреты, выполненные Аделаидой Лабиль-Жерар, сегодня можно увидеть в самых прославленных музеях мира.
*Академия св. Луки — гильдия живописцев. Ее основное отличие от Академии живописи и скульптуры в том, что в нее принимали женщин — в 1777 году в ней состояли 130 женщин.
Что еще почитать по теме?
Художница Мария Рахлеева: почему её прозвали «Северянкой»?
Художница Берта Моризо. Почему её считают первой женщиной-импрессионистом?
Как ученица реалиста Репина художница Марианна Верёвкина стала повитухой абстракции?
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...