Потомственный авиатор, Валерий закончил штурманское училище и служил на Дальнем Востоке. Заболел туберкулёзом, пришлось расстаться с лётной работой, но не с авиацией.
Ещё до болезни Валерий просил, чтобы его отправили служить в Афганистан, поближе к отцу — полковнику Анатолию Буркову. Планы пришлось отложить до выздоровления. А когда медики наконец заключили, что для службы «в районах с неблагоприятным жарким климатом» противопоказаний нет, пришла трагическая весть. Старший Бурков сгорел в подбитом вертолёте, пытаясь спасти товарищей.
Решение о переводе снова задержали. Начальники и кадровики опасались, что службе сына будут мешать мысли о мести за погибшего отца.
Афганский период службы Валерия Буркова в должности авианаводчика, которую он выбрал сам, начался в январе 1984 г.
Авианаводчик — это офицер, который с тяжёлой радиостанцией за спиной везде и всюду следует за пехотными подразделениями, чтобы корректировать удары вертолётов и самолётов. Работа опасная как для противника, так и для того, кто её выполняет.
Моджахедов специально инструктировали, каким образом быстро находить и уничтожать «глаза» авиации. Впрочем, авианаводчики не очень-то и скрывались. Чтобы точно указать направление и расстояние до цели, они часто обозначали себя хорошо заметным и с воздуха, и с земли сигнальным дымом.
Немало военных троп истоптал Бурков по мятежному Кандагару в боевых порядках мотострелков, обеспечивая им поддержку и прикрытие с воздуха. Многое пришлось увидеть и пережить, но Валерий никогда не забывал, что прежде всего он человек и лишь потом несущий врагу смерть воин.
«Когда во время первой боевой операции я увидел убитых и раненых, я вам скажу, меня мутило, тошнило, в общем, было очень неприятно. Война — это психологическая травма в любом случае, потому что ты каждый день видишь смерть, кровь, трагедии… И на войне ты постоянно стоишь перед выбором: преступить нравственный закон, Богом в нас вложенный, или нет».
Как-то Бурков спас от смерти незнакомого человека. Мотострелки захватили местного жителя, думали — душман, а он оказался обычным афганцем. Комбат «на всякий случай» решил его «пустить в расход». Но Валерий вступился и не позволил этого сделать. До сих пор он считает, что совершил тогда единственный настоящий поступок в своей военной жизни.
В апреле 1984 года под ногами капитана Буркова взорвалась душманская мина, замаскированная под камень. Сбылся давний сон, приснившийся совсем зелёному выпускнику военного училища: он подрывается на мине. Трижды пережив клиническую смерть, Валерий очнулся на госпитальной койке. Вот как он сам описывает этот момент:
«Я очнулся в больнице, лежал под простыночкой. Скинул её и вижу — остатки ног загипсованы. И в этот момент где-то там впереди меня показалась икона. Только не Божьей Матери, а Алексея Маресьева — героя Советского Союза, который был лётчиком и летал на протезах, тоже потеряв обе ноги. И у меня сразу ясная и чёткая мысль возникла „Ну и хрен с ними, новые сделают“. Про ноги в смысле. После этого как отрубило: никаких больше переживаний, мол, буду ли летать, женюсь ли? Я понимал, что я ничем не хуже Маресьева, и знал, что все будет прекрасно. То есть получается, меня воодушевил пример».
На
Невероятно, но безногий человек ни разу в жизни не пользовался костылями. Он учился ходить заново, опираясь на инвалидную коляску, и у него получилось. За полгода освоил протезы, играл в волейбол и ездил на велосипеде.
Через год вернулся на военную службу. Просился в Афганистан, хотел летать, но понял, что передать свой военный опыт другим важнее. Написанным им учебником для авианаводчиков сегодня пользуются курсанты и офицеры воздушно-космических сил.
В. А. Бурков закончил Академию им. Гагарина, служил в Главном штабе ВВС, работал советником Президента России. Вышел в отставку в звании полковника через 13 лет после ранения.
Звание Героя Советского Союза присвоено Валерию Анатольевичу 17 октября 1991 года. Впоследствии он рассказывал:
«Сказать, что для меня это было неожиданностью — ничего не сказать. До сих пор загадка, кто же реанимировал моё представление к Герою».
На пенсии
«Я хочу сказать о том, что со мной было в 2009—2010 годах: я находился в состоянии шока, я не понимал, со мной это или нет, едет или нет моя крыша. Я открыл для себя Бога в тот период и недоумевал, где же я был раньше».
В 2016 году отставной полковник Бурков принял постриг и стал иноком Киприаном. Пожалуй, единственный монах Герой Советского Союза ездит по стране, учится сразу в трёх церковных учебных заведениях, возглавил Центр душепопечения, психиатрической и психологической помощи «Добрый самарянин».
Монахи на мужском подворье монастыря в киргизском городе Кара-Балта, где несёт службу инок, живут в спартанских условиях в глинобитных кельях-землянках с печным отоплением. Одну из них Киприан прошлым летом ремонтировал своими руками.
«Сам бы никогда в жизни не подумал, что здесь окажусь, — рассказал он. — А раз оказался — значит, я тут нужен».
Весьма интересно! Где ещё такую информацию найдёшь...
А вот это изрядно позабавило:
Моджахедов специально инструктировали, каким образом быстро находить и уничтожать «глаза» авиации. Впрочем, авианаводчики не очень-то и скрывались.
В смысле не скрывались?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
История не просто интересного человека, а очень сильного духом и доброго!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Интересная история об интересном человеке!
Оценка статьи: 5
0 Ответить