• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Михаил Груздев Грандмастер

Что нам известно о ниндзя и ниндзюцу?

Часть 1. Страницы истории

«Нет таких задач, которые нельзя поручить шпионам». (Сунь-Цзы, «Искусство войны»)

Вот что говорится о ниндзя в «Басэн сюкай» — древней японской энциклопедии ниндзюцу: «Синоби выполняет разные тайные задания… Нет таких заданий, которые им бы не поручали…». Ниндзя были поистине универсальными солдатами, которые могли делать практически всё.Иероглиф «нин», в другом прочтении «синобу», означает:

Фото: по лицензии PxHere.com
  • выносить, терпеть, сносить;
  • прятаться, скрываться, делать что-то украдкой.

Иероглиф «дзя», в другом прочтении «моно», означает:

Немного истории. На Западе интерес к средневековым японским шпионам начался… 3 августа 1964 года с небольшой заметки в журнале «Ньюсуик». В ней автор представлял одного из мастеров нинзюцу Фудзиту Сэйко.

Именно с этого дня и пошла по Западу ниндзямания — повальное увлечение искусством «воинов-теней», нашедшей выход в многочисленных фильмах, романах и даже научных исследованиях этого феномена японской военной культуры. Спрос, как известно, рождает предложение.

Даже история этого феномена превратилась в довольно кассовый жанр.

А как же всё было на самом деле? До настоящего времени сохранилось примерно 50 (всего 50!) исторических документов по истории, философии, стратегии, тактике и системе подготовки японских средневековых бойцов-шпионов. Самые известные из них — десятитомная энциклопедия искусства ниндзюцу «Басэн сюкай» (этой книги дзёнин организации ниндзя из Ига Фудзибаяси Ясутакэ) и трактат «Сёники».

Первое упоминание о воинах-шпионах и их коварных выходках, несгибаемой доблести и сверхчеловеческих возможностях встречается уже в первом японском письменном источнике «Кодзики» («Записки седой древности»), датируемом 712 годом нашей эры.

Как целостная система искусство ниндзюцу сложилось примерно к началу XVII века.

Ниндзюцу на иллюстрации XIX века
Ниндзюцу на иллюстрации XIX века
Фото: Кацусика Хокусай, общественное достояние

«Басэн сюкай» определяет ниндзюцу как целостную систему, разделённую на:

  1. «Енин» (светлое ниндзюцу) — сбор, обработка, доставка по назначению различной тайной информации, организация шпионских сетей, вербовка агентов и общие вопросы стратегии.
  2. «Иннин» — тёмное ниндзюцу, конкретные боевые приёмы. Приёмы проникновения в помещения и вражеские лагеря, слежка и прослушивание, чёрная магия и многие другие, именно практические, приёмы и методы.

Во главе семейного клана стоял дзенин. У него были два или три помощника — рю. Рю руководили тюнинами, которые и давали задания рядовым исполнителям — гэнинам. Именно гэнин сформировал тот образ, что возникает при слове «ниндзя» в нашей голове.

Такая продуманная и теоретически проработанная система шпионажа, конечно же, не могла родиться в одночасье. Корни этого феномена теряются в седой древности.

Некоторые японские источники указывают, что основателями искусства нинзюцу были странствующие монахи сэхои. По легенде, именно они создали одну из самых знаменитых школ ниндзюцу Нэгорэ-рю.

Но всё-таки большинство исследователей отмечают, что, по всей вероятности, предшественниками ниндзя были горные отшельники ямабуси (странствующие отшельники). Мало кто из стражников отважится остановить и обыскать монаха, который может проклясть весь его род до седьмого колена. Кроме того, ямабуси владели уникальной системой психологической подготовки сюгендо (сверхъестественного могущества), что и стало потом основой физической и психологической подготовки воинов-теней.

Ямабуси в полном облачении, конец XIX века
Ямабуси в полном облачении, конец XIX века
Фото: KAZUMASA OGAWA, общественное достояние

Однако другие исследователи полагают, что без заимствований со стороны — из Китая и Кореи — ниндзюцу вряд ли достигло бы своего, по тем временам поистине фантастического, уровня развития. Они указывают на другую замечательную черту психологии японского народа — способность к активному усвоению достижений других народов.

Вот что пишет один из немногочисленных российских исследователей этого феномена Алексей Горбылёв в своей книге «Путь невидимых. Подлинная история ниндзюцу»:

I период продолжался со времен доисторических до начала периода Нара (710−784). Это период первичного накопления знаний в области разведки и диверсионной войны и их первой письменной фиксации. В это время в Японию из Китая был привезен трактат «Сунь цзы», заложивший основу теории шпионажа, проникла буддийская магия, ставшая впоследствии одним из важнейших методов психологической подготовки лазутчика.

II период по временным рамкам в основном совпадает с периодом Нара (710−784). Он характеризовался возникновением в среде отшельников ямабуси искусства партизанской войны, включавшего в себя приемы маскировки и рукопашного боя.

III период охватывает время от начала периода Хэйан (794−1192) до войны Гэмпэй (1180−1185), он ознаменовался возникновением военного сословия самураев, укреплением религиозных объединений и появлением монахов воинов, зарождением в среде разбойников прообраза агентурных сетей.

IV период охватывает войну Гэмпэй (1180−1185) и первые годы сёгуната Минамото (1192−1333). Согласно традиции, в это время нин дзюцу впервые было выделено в особую отрасль военной науки, появились первые профессиональные разведчики.

V период, совпадающий по времени с Камакурским сёгунатом (1192−1333), характеризовался мощным влиянием на искусство шпионажа со стороны дзэн буддизма.

VI период охватывает реставрацию Кэмму (1333−1336), период Намбоку тё (1336−1392) и далее до начала эпохи Сэнгоку дзидай (1467−1573). В это время впервые создаются агентурные сети, возникают первые школы воинского искусства.

VII этап, совпадающий с эпохой Сэнгоку дзидай (1467−1573), ознаменовался широчайшим использованием шпионов враждующими феодалами, складыванием крупнейших школ Ига рю и Кога рю.

VIII период — это время первых объединителей Японии — Оды Нобунаги (1573−1582) и Тоётоми Хидэёси (1583−1598), проводивших политику «собирания» страны путем подавления всех непослушных элементов — буддийских монастырей, мелкофеодальных кланов, в том числе тех, которые занимались нин дзюцу. Эта политика вылилась в поход армии Оды на провинцию Ига и разгром большинства кланов ниндзя.

IX период — время борьбы за власть в стране Токугавы Иэясу (1598−1615). Иэясу хорошо понимал и высоко ценил возможности ниндзя и создал лучшую по тем временам службу шпионажа.

X период — мирное время правления сёгунов династии Токугава (1615−1867). В Японии создается колоссальный полицейский аппарат, использующий в качестве тайных агентов бывших ниндзя. Начиная со второй половины XVII века, нин дзюцу, не находя применения в войнах, приходит в упадок.

XI период начинается с революции Мэйдзи (1868) и завершается поражением Японии во Второй мировой войне (1945). В это время на основе нин дзюцу и европейских разработок в области шпионажа возникает и используется современная японская система шпионажа.

Система, замечу, продуманная и эффективная, как и всё, к чему прилагают свои умные головы японцы, извлекающие крупицы опыта из всего на свете и бережно сохраняя и, главное, применяя этот опыт на практике.

А ведь именно практика — критерий истины.

Продолжение следует…

Статья опубликована в выпуске 13.09.2007
Обновлено 2.12.2024

Комментарии (10):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: