История профессии отчасти написана художниками прошлого. Когда точно появились точильщики со своими принадлежностями — неизвестно. Скорее всего, в незапамятные времена: точили топоры, мечи, копья, стрелы и, само собой, ножи и ножницы, ювелирные инструменты, столярные инструменты. Естественным материалом для заточки служили твердые породы камня, прежде всего — песчаник.
Когда люди сообразили, что можно ускорить процесс и вращать точильный камень, они использовали для вращения и водяные колеса, и ножные приводные механизмы. Почему-то точильные камни были очень больших размеров, близко к росту человека, что и нарисовал Герард Терборх, голландский художник XVII века.
На картине «Семья точильщика» — беднейший двор: отвалившаяся штукатурка, выпадающие кирпичи, неубранный дворик с валяющимися косами. Сам точильщик — за работой, его корпус наполовину скрыт точильным камнем. Он затачивает нож для человека, который стоит и наблюдает за работой. Скорее всего, этот человек — мясник.
Художник не изобразил, как мастер вращает такое громадное колесо, но можно предположить, что есть механический привод, вероятно — педальный (для привода от водяного колеса нужна речка, а на картине нет на это никакого намека).
Якоб Дук, нидерландский живописец XVII века, спустя пять лет написал картину «Уличная сценка с точильщиком ножей и элегантной парой» (надо полагать, название дали продавцы картины). Он тщательно выписал все детали точильного станка, установленного на тачке: педальный привод, камень, банка с водой для смачивания круга, фетровый круг для доводки лезвий (справа, под рукой дамы).
Адриан ван Остаде в 1674 году изобразил гулянку на городской улице, и одна из деталей картины — точильный камень. Он не такой большой, как у Терборха, как бы подходящий к нуждам хозяина. То есть заточка становится элементом жизни любого домовладельца.
Вероятно, художников привлекал процесс работы: снопы искр из-под затачиваемых предметов. В 1708 году Иоганн Генрих Кёлер выполнил «Точильщика» из слоновой кости, золота, серебра, бриллиантов, драгоценных и полудрагоценных камней. Точильный станок (уже не один круг, а набор из шести кругов) смонтирован на тачке, круги приводятся во вращение педальным приводом.
В 1877 году немецкий художник Адольф Эберле зарисовал сценку «Визит к деду»: дети смотрят на то, как старик ремонтирует сеть, забавляются с собаками. Точило стоит слева около дверей — оно стало обычным инструментом.
С появлением электромотора промышленность начала выпускать электрические точила. Для домашнего пользования можно купить точило с ручным приводом, оно крепится к столешнице струбциной.
А что стало с ремесленниками, точильщиками, которые оказывали услуги на месте? И для них появилось решение (правда, кустарное, не промышленное): на мотороллер или на мотоцикл ставят раму, на нее — портативный бензиновый двигатель, от него — ременная передача на шпиндель с насаженными точильными кругами. Завел мотор — и от клиента к клиенту.
Профессия продолжает жить!
Что еще почитать по теме?
Город Андриана ван Остаде. Кто в нем работает?
Питер де Хох «Приятная компания». Зачем на картине нищий?
Корнелис Трост, «Семья у клавесина». О чем рассказывает эта картина?
Еще один точильщик
1 Ответить
Борис Рохленко,
Это статуэтка для меня. Я тоже после каждого выстрела точу broadhead, правда, не на точильном камне, а на алиазном бруске.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Борис,
Есть одна неточность: **... точили топоры, мечи, копья, стрелы и, само собой, ножи и ножницы, ювелирные инструменты, столярные инструменты.** Никто никогда не точил ювелирные инструменты кроме самих ювелиров, которые часто, особенно раньше, сами делали свои инмтрументы. В начале семидесятых я видел старика-ювелира, который сам делал пилки для лобзика. Он брал часовую пружину, отжигал её, выпрямлял, делал насечку и закаливал.
P. S. В своем профиле Вы пишете: «Спрашивайте, что я могу – отвечу». Я хочу воспользоваться этим Вашем предложением. Это по Вашей специальности – определить с какой картины скопирована жанровая сценка на серебряной ложке. Где это лучше спросить: на Вашей странице в ФБ или на одном из сайтов, которые Вы поместили в своем профиле? .
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Владимир Радченко, спасибо за комментарий и замечание насчет ювелирных инструментов. Фото можно поместить здесь, я поищу первоисточник.
0 Ответить
Борис Рохленко,
there is
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Владимир Радченко, такой сюжет встречался, но быстро найти не удалось. Я поищу.
0 Ответить
Борис Рохленко,
Спасибо. У меня тоже такое ощущение, что я эту сценку уже видел. Но я даже не пытаюсь вспомнить - где.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
В старом смысле, точильщик с ножным точилом - да, профессия умерла. Но сейчас на рынках есть будочки, где точат ножи, ножницы и другую утварь. Так что профессия продолжается, но уже в другом качестве.
А старых точильщиков я помню. Это из далёкого детства.
Оценка статьи: 5
2 Ответить
Вячеслав Чермных, у меня такие же воспоминания. Еще были стекольщики, которые нараспев кричали: "Стёёёклы вставлять!" До недавнего времени я встречал такого стекольщика. Правда, он уже не кричал, а просто обходил все дома.
1 Ответить
Хорошая статья. Я ещё помню точильщика на углу проезда МХАТа и Пушкинской, меня посылали к нему с ножами и ножницами.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Мария Абрамова, спасибо за воспоминание!
0 Ответить
Борис Рохленко, а вот бы ещё про старьёвщиков, лудильщиков и пр. Напишете?
Визиты старьёвщика я тоже помню. Ужас-ужас - по стольку не живут...
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Мария Абрамова, я из тех, кто столько не живет. Старьевщиков помню отлично: за кости можно было получить свисток. Да где было взять такое количество костей? Лудильщиков никогда не видел во дворах, а мой тесть лудил кастрюли. Правда, это было уже в те времена, когда ходящие по дворам ремесленники потихоньку исчезали. Он работал дома. Как он это делал - не знаю, я в это время не был дома.
0 Ответить
Борис Рохленко, Адони, я младше Вас, но помню, как еще в начале 50-ых по московским дворам ходили, как их сейчас назвали бы, ветераны войны в настолько застиранных гимнастерках, что было непонятно, какого они цвета, и громко кричали: «Точииить ножи-ножницы! Лудить-паять кострюли-чайники!» (Какая разница между лудить и паять я до сих пор не знаю.) Вся детвора сбегалась смотреть как из под затачиваемых ножей летели искры.
В во второй половине шестидесятых - семидесятых на старьевщиков была настоящая охота «знающих» людей, среди которых ходили фантастические легенды о купленных за копейки рукописных библиях 15-го века и т.п. Но эти старьевщики были уже не в Москве, а в подмосковье.
..
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Владимир Радченко, посуда - кастрюли - делалась из железа. Чтобы она не ржавела, ее покрывали тонким слоем олова. Это называлось "лудить", а сам слой олова - "полуда". Паять - это понятно: заделывать дырки в кастрюлях.
Тарелки, кстати, до какого-то года тоже были оловянные, алюминий еще не был расхожим материалом. Алюминиевые вилки поначалу были литые.
0 Ответить
Борис Рохленко, тут важный момент истории состоит в том, что было по разному, до Хрущёва, и во время Хрущёва. До - существовали артели и прочая "негосударственность". А Хрущёв, в его троцкистском рывке в коммунизм, извёл всё это под корень.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Вячеслав Чермных, это уже другой разворт темы. "Никита Сергеевич, говорят, что вы запустили не только ракету в космос, но и сельское хозяйство? Передайте этим говорунам, что я могу сажать не только кукурузу!"
1 Ответить
Борис Рохленко, да, был такой анекдот!
Оценка статьи: 5
0 Ответить