Сергей Курий Грандмастер

О каких таких переменах пел Виктор Цой?

Наверное, в творчестве КИНО нет более одиозной песни, чем «Мы ждём перемен». Её до сих пор воспринимают как некий «гимн протеста» и призыв к социальным изменениям. Далеко не все знают, что группа впервые исполнила «Перемен» в 1986 году на IV фестивале Ленинградского рок-клуба. А написана песня была и того раньше — в 1985-м. То есть когда ни о какой перестройке речь в СССР ещё не шла.

Фото: Кадр из к/ф «Асса»

«Гимном» песня стала лишь после того, как в 1988 году в советский прокат вышел новый художественный фильм Сергея Соловьёва под названием «Асса». Взрослый дяденька-режиссёр неожиданно решил снять «молодёжное» кино и для этого хотел заручиться поддержкой советских рокеров. Не спорю, саундтрек у «Ассы» был замечательным, но вот всё остальное выглядело, мягко говоря, странно.

Реклама фильма была мощной, многие на него пошли, а кое-кому он нравится до сих пор. Мне же картина даже тогда показалась нелепой и дурацкой — с убогими персонажами и вымученными шутками. Даже если это кич, то кич — скучный и непоследовательный. По сути, в «Ассе» были лишь две запоминающиеся сцены: та, где полубезумный герой Баширова рассказывал о Гагарине (подозреваю, что это была импровизация актёра — такую же словесную «пургу» он будет гнать и в к-ф «Игла»), и финальная, где как раз и засветился Цой со своими «Переменами».

Началось всё с того, что Соловьёв приехал в Питер, чтобы познакомиться с Борисом Гребенщиковым. Видимо, именно с подачи последнего режиссёр решил посетить и концерт группы КИНО.

С. Соловьёв:
«После того как всё кончилось, пришли за сцену, я ему (Цою — С.К.) и говорю: „Слушайте, а вы могли бы подарить мне эту песню в картину?“ — „В каком смысле?“ — „Ну, вот даю вам честное слово, что этой песней будет завершаться моя новая картина. А вы мне даете честное благородное слово, что до премьеры исполнять её не будете“. Цой моментально согласился. И полтора-два года до выхода фильма действительно „забыл“ её, никогда не исполнял публично».

Съёмка той самой финальной сцены состоялась прямо на концерте КИНО, проходившем в «Зелёном театре» Парка Горького. Группа исполнила несколько песен, после чего неожиданно образовалась пауза. На сцене появился Соловьёв и, с трудом перекрикивая возмущённый зал, объяснил, что сейчас будет сниматься эпизод для фильма. Он приказал раздать публике сотни спичечных коробков и попросил во время исполнения песни поднять вверх зажжённые спички. Как мне кажется, именно после этого распространился обычай светить огоньками на рок-концертах.


Так как к моменту выхода «Ассы» в стране уже вовсю бушевали перемены, песня Цоя в мгновение ока превратилась в клише, неразрывно связанное с перестройкой.

Только спустя время обнаружилось, что музыканты КИНО относились к этому фильму с не меньшей брезгливостью, чем я. Барабанщик Гурьянов вообще назовёт его «омерзительным», «чудовищным» и «фальшивым».

Но это будет позже, а тогда съёмки в картине казались музыкантам отличным пиар-ходом — об оглушительном успехе, который им принесёт альбом «Группа крови», они ещё не подозревали. Кроме того, по словам Гурьянова, участие в «Ассе» (которая снималась в Ялте) помогло ему «спастись от сорокаградусного питерского мороза и от опасности попасть в тюрьму или быть принужденно пристроенным на работу за тунеядство».

Цой в тогдашних интервью был более дипломатичен, хотя и заметно сдержан: мол, «фильм нормальный», только «слишком затянутый». Хотя истинное отношение к «Ассе» у него тоже проскальзывало.

В. Цой:
«Я вот не считаю песню „Мы ждём перемен“ песней протеста. Вообще я не очень понимаю, зачем она нужна этой картине, потому что она выглядит, на мой взгляд, таким вставным зубом. Это скорее дело режиссёра, понимаете? Я, в конце концов, не мог предположить, каков будет конечный результат. И отвечает за все это только режиссёр. Я только рад, что мне удалось в этом фильме выглядеть максимально отдельно от всего остального».

Но дело было сделано. Редкий журналист того времени не доставал лидера КИНО вопросом, дождался ли он перемен, о которых пел? На что Цой всегда упорно отвечал: если его спрашивают о социально-политических переменах, то песня — вовсе не о них. Напротив, её посыл «очень личный», обращённый, прежде всего, к самому себе и узкому кругу близких друзей.

Пояснения не помогали, в результате чего музыканты КИНО свой хит буквально возненавидели и между собой насмешливо прозвали «Пельменем».

А ведь внимательный, непредвзятый слушатель мог понять истинный смысл «Перемен» и без пояснений. Собственно, Цой продолжал гнуть свою старую линию: пел о попытках преодолеть рутину жизни, призывал разорвать «порочный круг» унылой обыденности.

Сигаpеты в pyках, чай на столе, так замыкается кpyг.
И вдpyг нам становится стpашно что-то менять.

В. Цой:
«Всегда хочется чего-то иного. Кажется: будет что-то впереди лучше. Жизнь бесконечна, и в ней постоянно что-то происходит, меняется. Перемены могут быть даже в лучшие времена.
…Каждый человек должен изменить прежде всего свою жизнь и себя… Это сложный вопрос. Я не считаю, что одному человеку под силу изменить жизнь как таковую.
…Как только началась гласность — все как с цепи сорвались говорить правду. …И в результате „Перемены“ стали восприниматься как газетная статья о перестройке. Хотя я её написал давно, когда еще и речи не было ни о какой перестройке, и совершенно не имел в виду никаких перестроек. Конечно, это не очень хорошо, но я думаю и надеюсь, что, в конце концов, всё встанет на свои места».

На свои места так ничего и не встало: песня до сих пор живёт своей жизнью — всё с тем же навязанным политическим контекстом. Её поют на митингах, крутят в предвыборных роликах, используют в качестве гимна разные партии. Находятся и те, кто критикует песню: мол, перемены — это, конечно, хорошо, если это перемены к лучшему (ведь раковая опухоль в организме — это тоже «перемена»).

Опомнился даже сам Сергей Соловьёв, запустивший это клише в массы.

С. Соловьев, 2011:
«…жизнь показала, что с песней „Хочу перемен“ очень подозрительная история. Потому что я сам махал руками в той десятитысячной толпе в парке Горького. И вот в этой толпе — я готов дать расписку кровью — ни один не знал, каких именно перемен он хочет, и ни один по-настоящему их не хотел. Получилось так, что я с первой „Ассой“, верьте или нет, послужил таким козлом-провокатором. То есть непростое, конечно, дело — орать: „Перемен!“, не зная, чего именно ты хочешь».

Да-а, задним умом все умны… Хотя вру, не все.

Но хватит о политике! Поговорим немного о музыке, ведь «Перемен», несомненно, одна из самых ярких «боевых» песен КИНО с очень запоминающейся басовой линией. Правда, просвещённые меломаны заметили, что эта самая линия практически до ноты слямзена из песни 1985 г. «Barbarism Begins At Home» британской группы THE SMITHS. И с этим трудно не согласиться.

Как известно, первая студийная версия «Перемен» была записана для пластинки с саундтреком «Ассы» — и по-моему мнению, она самая удачная. Новый вариант песни, вышедший на пластинке «Последний герой», звучит уж слишком шумно.

Самая же необычная версия «Перемен» вошла в финал фильма С. Лобана «Пыль» (2005). Сама песня осталась той же, но её сопровождал… сурдоперевод для глухих — не менее эмоциональный, чем оригинал.

Ну, а в следующий раз мы, наконец-то, поговорим о самом известном альбоме КИНО — «Группа крови».

Обновлено 23.06.2017
Статья размещена на сайте 17.06.2017

Комментарии (3):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Степан Фонов Читатель 24 июня 2017 в 14:18 отредактирован 23 мая 2018 в 10:49

    Социальный заказ автору - напишите, пожалуйста, доступно и популярно об этих стилях музыки (извините, что без запятых): 2 Step 8-bit Abstract Hip-Hop Acid Acid Breaks Acid House Acid Jazz Acid Techno Acid Trance Acoustic Aggrotech Alternative Rap Alternative Rock Ambient Ambient Breaks Ambient Dub Ambient Goa Ambient House Art Rock Artcore Atmospheric Atmospheric Breaks Baile Funk Balearic Beat Bassline Bassline Breaks Beatboxing Berlin School Big Beat Big Room House Bitpop Blues Bmore Booty breaks Bouncy Hard House Bouncy Techno Breakcore Breaks Breakstep British Rap Britpop Brokenbeat Brostep Bumping Chicago House Chillout Chillstep Chillwave Chiptune Classical Crossover Club House Comedy Rap Complextro Crunk Cut & Paste Dance Pop Dancecore Dancehall Dark Ambient Dark Progressive Dark Psy Trance Darkstep Deep House Deep Techno Detroit Techno Digital Hardcore Dirty Rap Disco Disco Funk Disco House Disco Soul Diss Downbeats Downtempo Drill'n'bass Drum & Bass Drumfunk Dub Dub Techno Dubby Dubstep Dubwise Dutch House East Coast Rap Easy Listening Electro Electro Electro House Electro Industrial Electro Progressive Electro Swing Electro Techno Electro-punk Electroclash Electronic Body Music Electropop Euro Techno Euro Trance Eurodance Experimental Fidget House Florida Breaks Footwork Foreign Rap Freestyle Freestyle Breaks Freestyle House Freetekno French Electro French House Frenchcore Full-On Funk Funky Breaks Funky House Funky Techno Future Bass Future Garage Future House Future Jazz Futurepop G-Funk G-House Gabba Gangsta Rap Garage Ghetto House Ghettotech Glitch Glitch Hop Go-Go Goa Trance Gospel Trance Gothic Rock Grime Grunge Happy Hardcore Happy Hardcore Hard House Hard IDM Hard Rock Hard Techno Hard Trance Hardbass Hardcore Hardcore Continuum Hardcore rap Hardstep Hardstyle Heavy metal Hi-NRG Hip House Hip-hop/Rap Horrorcore House IDM Illbient Indie Indie Dance Indie rock Indietronica Industrial Industrial Techno Instrumental Intelligent Italo Disco Italo House Jazz Jazz-Rap Jazzstep Jump Up JumpStyle Jungle Latin House Latin Pop Left-field House Leftfield Liquid funk Live Looping Lo-Fi Lounge Lowercase Mainstream Melbourne Bounce Melodic Trance Miami Bass Microhouse Minimal Electronica Minimal House Minimal Techno Minimal psytrance Moombahcore Moombahsoul Moombahton Music Concrete Neo-Soul Neotrance Neuro Jump Up Neurofunk Neurotech New Age New Beat New Rave Noise Nortec Nu Breaks Nu Disco Nu Jazz Nu metal Old School Rap Oldschool Drum & Bass Philly Disco Poky Pop Pop Rap Pop Rock Post Dubstep Post-punk Post-rock Power Noise Progressive Breaks Progressive House Progressive Trance Progressive rock Psy Chill Psy Trance Psy-Progressive Trance Psybient Psychedelic breakbeat Psychedelic rock Pumping House Punk rock R&B Ragga Jungle Raggacore Rave Reggae Reggaeton Rock Rock'n'roll Rockabilly Russian Pop Sambass Schranz Scouse House Shoegazing Ska Slow Motion House (Disco) Smooth Jazz Soul Soulful Drum & Bass Soulful House Southern Rap Space Disco Spacesynth Speed Garage Speedcore Surf Synth-Pop Tech House Tech Trance Techno Techno Drum & Bass Technoid Techstep Teen Pop Terrorcore Trance Trancestep Trap Tribal House Tribal Techno Trip-Hop Tropical House Turntablism Twerk UK Funky UK Garage UK Techno Uplifting Trance Uptempo Various Styles Vocal House Vocal Trance West Coast Rap Witch House Wonky Yorkshire Bleeps and Bass

    Оценка статьи: 5

    • Комментарий удален
      • Степан Фонов Читатель 25 июня 2017 в 05:18 отредактирован 23 мая 2018 в 10:48

        Сходил, посмотрел на этого Славика Старостина... Более двух миллиона просмотров его статей впечатлили. Жаль, что это автор с ограниченными возможностями - аккаунт не до конца восстановили, не сможет войти в систему, не сможет ответить: ссыт он или очкует.

        Оценка статьи: 5

  • Степан Фонов Читатель 24 июня 2017 в 13:55 отредактирован 23 мая 2018 в 10:49

    Респект автору!.. Даже свои мысли-возражения хорошо изложены - без подтекста, а как есть - как думается.

    Лично я "переболел" Кино. И на старости лет запал на Tropical House - нравится в дороге слушать именно такое.

    Оценка статьи: 5