Сергей Курий Грандмастер

Кинохиты. Какова история саундтреков к фильмам «Эммануэль» и «Амели»?

Сагу о сексуальных похождениях Эммануэль и фильм про странную девушку Амели сравнивать бессмысленно. Первый — это скучноватая эротика, а второй — настоящий шедевр, пересматривать который будут ещё долго. Единственное, что их объединяет — французские женские имена, французское происхождение и чисто французская музыка.

Кадр из к/ф «Эммануэль», 1974 г. Фото: kinopoisk.ru

«Emmanuelle» (1974)

От эротического фильма, волновавшего посетителей перестроечных видеосалонов, можно было ожидать и более радикальной музыки. Чего-нибудь томно-оргазмического — вроде «Je t’aime… moi non plus» от Генсбура-Биркин или «Love To Love You Baby» от Донны Саммер. Вместо этого мы слышим вполне деликатную песенку в духе привычного французского шансона. Недаром многие полагали, что «Emmanuelle» исполняет горячо любимый в СССР Джо Дассен.

Кинохиты. Какова история саундтреков к фильмам «Эммануэль» и «Амели»?
Фото: Скан обложки диска

На самом деле исполнителем песни являлся другой гражданин Франции по имени Пьер Башле. Он же эту песню написал (в соавторстве с Эрве Руа), он же ею и прославился (но, судя по всему, всё-таки меньше, чем исполнительница роли Эммануэль — Сильвия Кристель).

Пьер Башле:
«Этот фильм был дебютом для всех — продюсера, режиссёра, актрисы и меня. Точнее — это был мой второй фильм».

«Тема Эммануэль» звучала вполне нежно и камерно — под одну акустическую гитару и синтезатор. Да и содержание текста за рамки приличий не выходило.

Мелодию любви напевало сердце Эммануэль,
Сердце, которое бьется в потерянном теле.
Мелодию любви напевало тело Эммануэль,
Тело, которое живет с разочаровавшимся сердцем.

Ты ещё почти ребенок,
У тебя был всего лишь один любовник.
Но чтобы в двадцать лет оставаться разумной,
Любовь — слишком длинный путь…

Тем не менее даже в очень терпимой Франции фильм сочли порнографией и целый год не разрешали показывать в обычных кинотеатрах (говорят, с подачи самого президента Жоржа Помпиду). Неудивительно, что даже безобидную песню Башле продюсер издавать побаивался. В результате к тому времени, когда оригинал вышел на сингле, по миру уже ходило несколько кавер-версий (в том числе — от Фрэнка Синатры). У нас, насколько мне помнится, особенно любили инструментальную версию Фаусто Папетти со сладострастным саксофоном.

Настоящие неприятности подкрались с совсем неожиданной стороны. Лидер прогрессивной рок-группы KING CRIMSON — Роберт Фрипп — с удивлением обнаружил, что мелодия, сопровождающая эротические сцены в «Эммануэль» — всего лишь вариация на его композицию «Aspic Part Two» (из альбома «Larks' Tongues In Aspic» 1973 года). После чего подал в суд и свои права отстоял.

Что касается Башле, то он успел отметиться в ещё одном эротическом — на этот раз откровенно садо-мазохистском — фильме «История О» (в роли композитора, конечно). А также записать в 1982 году песню «Les Corons», ставшую неофициальным гимном его земляков-шахтёров с севера Франции.

«Амели» (2001)

Чудесному фильму Жана-Пьере Жене про Амели Пулен с Монмартра я уже посвятил отдельную статью. Поэтому здесь мы будем говорить только о киномузыке.

Кинохиты. Какова история саундтреков к фильмам «Эммануэль» и «Амели»?
Фото: Скан обложки диска

Сначала Жене планировал привлечь к работе над саундтреком «Амели» Майкла Наймона. Но однажды услышал в автомобиле своего продюсера диск с записями бретонского композитора Яна Тьерсена и был просто очарован. Музыка идеально вписывалась в атмосферу будущего фильма: была такой же странной, романтичной и подлинно французской, как и его героиня. Режиссёр тотчас скупил все альбомы Тьерсена и вскоре явился к композитору с предложением.

Тут надо сказать, что Тьерсен был композитором специфическим. К сочинению музыки он подходил интуитивно и не выносил никаких надуманных концепций. Поэтому и к содержанию фильма привязываться не желал.

Ян Тьерсен:
«Саундтреки — это вообще не моя история. Музыка — это абстракция. Ну, я так считаю. Это что-то подлинное, первоначальное. На мой взгляд, вообще невозможно сочинить музыку под картинку. В этом есть какая-то искусственность. Я не имею ничего против, когда мою музыку используют, чтобы озвучить какое-то кино, но писать под задачу режиссера я не хочу и не умею».

Кинохиты. Какова история саундтреков к фильмам «Эммануэль» и «Амели»?
Фото: Скан обложки диска

В результате всю музыку для «Амели» Жене отобрал собственноручно — в основном из трёх, уже вышедших, альбомов Тьерсена. Но были на саундтреке и новые композиций, среди которых особенно выделялся красивый меланхоличный «La Valse d’Amelie» («Вальс Амели»). В фильме он представлен аж в 3-х версиях — аккордеонной, фортепианной и оркестровой. Мне особенно понравилась последняя, которая звучит подобно сказочной музыкальной шкатулке.

Не меньшую известность приобрели композиции «A Quai», «Comptine d’un autre été» (была издана на сингле) и, конечно же «J'y suis jamais alle» (на последнюю группа NEW FOUND GLORY даже записала… металлический кавер).

Одну композицию «Les Jours tristes» Ян Тьерсен написал совместно с Нилом Хэнноном из североирландской группы The DIVINE COMEDY. Позже Хэннон сочинит на неё английский текст и запишет в виде песни.

Но, вообще-то, Тьерсен предпочитал работать сам — причём не только сочинять музыку, но и играть на всех инструментах. Кроме особо любимых композитором фортепиано и аккордеона, мы можем услышать в саундтреке банджо, клавесин и даже звук вращающегося велосипедного колеса в конце композиции «La dispute».
Во всём саундтреке лишь две композиции не принадлежали авторству Тьерсена — песни «Guilty» и «Si tu n’etais pas la», сочинённые ещё в 1930-е годы.

Надо сказать, что слава, обрушившаяся на композитора после всемирного успеха фильма, пришлась ему совсем не по вкусу.

Ян Тьерсен:
«Произошло наложение двух красивых вещей — моих мелодий и этой картины. И это сработало. Вот и всё. Говорить тут больше не о чем.
…Меня очень удивляет, когда мои работы пользуются успехом даже во Франции, не говоря уже о других странах. Когда я занимаюсь каким-то проектом, я думаю только о том, как бы получше его сделать, а совсем не о коммерческом успехе».

Тьерсена страшно раздражало, когда на его концерты стали приходить поклонники «Амели», требующие сыграть что-нибудь из саундтрека. В ответ композитор вообще отказался исполнять эти композиции, заявив, что для него они — «мёртвое прошлое».

Ян Тьерсен:
«…я бы хотел, чтобы мою музыку слушали, не связывая её с фильмом. И любили её, не вспоминая про „Амели“».

Тем не менее именно благодаря фильму удивительное творчество бретонского композитора открылось многим людям — в том числе и мне. Если вам нравится саундтрек «Амели» и вообще необычная музыка, балансирующая на грани традиции и авангарда, смело слушайте другие работы Тьерсена — не разочаруетесь.

Еще больше статей о музыке и кино читайте на странице автора.

Обновлено 1.03.2018
Статья размещена на сайте 15.02.2018

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: