Елена Гвозденко Грандмастер

Почему стоит посмотреть сериал «Садовое кольцо»?

На Первом канале прошел премьерный показ сериала «Садовое кольцо», продюсер Валерий Тодоровский, режиссёр Алексей Смирнов, сценарист Анна Козлова. Участие Тодоровского — гарантия, что фильм будет выбиваться из череды плоскостных, примитивных сериалов.

Вера - Мария Миронова Фото: kino-teatr.ru

Анна Козлова — известный прозаик, чье творчество динамично, провокационно и даже скандально. В 2017 году её роман получил престижную литературную премию «Национальный бестселлер». И в фильме не стесняются секса, нецензурной лексики, откровенной агрессии. Но воспринимается очень гармонично, не как спекулятивные приёмы, а как своеобразный фон, атмосфера контраста.

Это дебютная работа Алексея Смирнова, сына Андрея Смирнова.

Первая серия несколько затянута, это, скорее, ознакомительное действо. Своеобразная презентация героев в привычной для них обстановке роскоши. Кажется, это очередной фильм из цикла «богатые тоже плачут», если бы не игра талантливых артистов.

А состав, действительно, звёздный! Для внимательного зрителя интрига начинается вовсе не в финале серии, когда пропадает сын главных героев, а в мизансценах, репликах, взглядах, «мелочах», которые ускользают от поверхностного восприятия. Неспешность первой серии — своеобразная заявка на то, что сериал не для беглого просмотра, он содержателен, многослоен, глубок.

Андрей - Анатолий Белый
Андрей — Анатолий Белый
Фото: kino-teatr.ru

Небольшое описание сериала: главная героиня Вера (Мария Миронова) замужем за бизнесменом Андреем (Анатолий Белый). Андрею помогает вести дела сестра Веры, Анна (Евгения Брик). Коррупционные схемы, риски, преследования — далеко не полный перечень триггеров сюжета. У Веры свой кризисный центр для богатых дамочек, психотерапия выдуманных проблем. И эта надуманность, иллюзорность незаметно становится основной идеей фильма.

Слишком динамичное развитие сюжета, событийность создают ощущение сюрреальности, насмешки. Но герои очень естественны, может, потому, что наша реальность и есть гротеск?

Фильм интересен и композиционно. При цельности сюжета возникает странное чувство независимости сцен.

Катя - Мария Голубкина
Катя — Мария Голубкина
Кадр из сериала «Садовое кольцо»

В одном из интервью Мария Миронова сказала, что не любит бега времени, в современном кино ей интересен длинный кадр, чтобы увидеть глаза человека и понять, зачем мы здесь. В фильме много возможностей «увидеть глаза человека», много вопросов «зачем». Выстроенные диалоги-предположения «а что, если бы» — как способ достучаться до давно забытой души. И трусость при попытке заглянуть внутрь себя, страх обнаружить степень кошмара. Зачем, если можно довольствоваться «идеальным вариантом жизни»?

Рита - Ирина Розанова
Рита — Ирина Розанова
Фото: kino-teatr.ru

Героиня Мироновой немного «не от мира сего», этакая параллель с князем Мышкиным, живущим в роскоши. Атмосфера грязи для контраста, для подчёркивания «юродивости». Но «юродивость» здесь не синоним чистоты, а как способ убежать в свою «чистенькую» иллюзию. Сериал не разочаровывает финалом, хотя он достаточно предсказуем.

Обновлено 8.07.2018
Статья размещена на сайте 23.06.2018

Комментарии (5):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Вот так прочитаешь статью — и сразу всё понятно: от российских сериалов по-прежнему нужно держаться подальше.

  • Марк Блау Марк Блау Грандмастер 3 июля 2018 в 07:37 отредактирован 3 июля 2018 в 07:44

    Мне фильм не понравился, и смотреть его тем, кто не посмотрел, я бы не советовал. Потому что все, что происходит в сериях со 2 по 11 включительно рассказывается потом в серии №12. Рассказывается словами, что в хорошем сценарии недопустимо. В кино главное - действие.
    Действие же какое-то дрыгающееся. И нет серии, где бы герои не орали друг на друга. Давая выход чувствам? Нет, просто подстегивая зрительское напряжение. Все склоки в общем-то беспричинные.
    Что, действительно, хорошо - показ развала благополучной (вроде бы) семьи из-за первого серьезного испытания. И сразу видно, что все семейные связи в этой ячейке общества - кормовые. Кончается кормление - все разбегаются. Не любовь, а морковь.
    А вот когда, начиная с 10-й серии все это вдруг обратно склеивается, становится грустно и уже неинтересно. Хотя, конечно, сценаристка действует грамотно. В конце какой-никакой, но хэппи-энд. И еще один приемчик, свидетельствующий о грамотности сценаристки: в конце каждой серии - неожиданный сюрприз, разворачивающий сюжет и заставляющий телезрителя прийти смотреть следующую серию.
    И сына своего, из-за которого все действие разворачивается, в семье жизни не научили. И обращению с женщинами тоже. Но, главное, обращению с собой и со своими ближними, которые, как оказывается, настолько не ближние, что по отношению к ним возможны гадости и предательства.
    Актеры же играют хорошо. Этого не отнять. Больше всех мне понравилась Рита — Ирина Розанова. Хотя, как эта мамашка попала в США и на какие средства там жила, и жила неплохо (новые сиськи, toy boy) не понятно. По-видимому, это соответствует пониманию зрителя, который не знает, что для въезда в США нужна виза и думает, что самая дешевая жизнь в Америке - где нибудь на ранчо в Оклахомщине.

    • Марк Блау, очень аргументировано. Мне фильм понравился, более того, это один из лучших, которые смотрела в последние годы. В нем много Достоевского, это не плоскостной, линейный фильм. Хочется спорить, возмущаться, не принимать, с чем-то соглашаться, разгадывать, но он не оставляет равнодушным. Провокационный? Да. Иногда до неприятия. Местами надуманный? Да. Это такой новый реализм, реализм гротеска. Иначе, возможно, не проймешь современного зрителя. В нем очень много ляпов, брошенных тем, он рваный, какими-то скачками - от глубинных тем до примитива. Но при этом сильный, заставляющий думать. Не история "плачущих богатых", не история одной семьи, это наше время - время постправды.

      Жаль, что статью писала после первых серий, сейчас бы сделала немного по-другому. Еще и спойлерить не хотела )))