Свою фирменную манеру режиссер перенес и в первые полнометражные художественные картины — «Хроника одной любви» (1950) и «Побежденные» (1953). Однако на весь мир Антониони прославился лишь в 1960-м, когда на экраны страны вышло «Приключение» — драма с элементами детектива, первая часть его «трилогии отчуждения».
Картина «Приключение» — это история группы богатых бездельников, потерявших на отдыхе свою спутницу Анну. В ряде стран ленту серьезно потрепали суровые цензоры, а в самой Италии фильм полгода пролежал на полке из-за «непристойных» сцен, в которых молодые актрисы раздеваются на камеру. Сами зрители знают об этой пропавшей Анне только то, что она была влюблена в Сандро. Именно ее обнаженное тело первым «шокирует» аудиторию. Во всем остальном таинственное исчезновение девушки становится поводом для философских дискуссий о смысле жизни и парадоксальности человеческой натуры.
Лента Антониони стала символом авторского кинематографа благодаря тому, что режиссер бросил вызов стилистическим и повествовательным условностям кино коммерческого. Его длинные, панорамные кадры и форма рассказа с открытым финалом, оставляющая зрителю «свободу выбора», совершенно не стыковались с общепринятыми канонами Голливуда.
В 1961 году режиссер выпускает «Ночь» с участием Марчелло Мастроянни и Жанны Моро, драму о писателе Джованни, страдающем от творческого застоя и супружеского кризиса. Антониони умело располагает сцены нескончаемой вечеринки на безликом фоне индустриального Милана, что по замыслу автора является метафорой оторванности главных героев от реальности.
Его следующий фильм, «Затмение» (1962) с Моникой Витти и Аленом Делоном, продолжает исследовать проблему отчужденности человека. Интересно, что «Затмение», несмотря на весьма провокационный характер, сумело пробиться в советский прокат. Правда, не целиком: фильм был «обрезан» нашей цензурой на 20 с лишним минут.
Завершилась же эта условная фаза в творчестве мастера картиной «Красная пустыня», в которой вновь главная роль отошла тогдашней возлюбленной Антониони, актрисе Монике Витти, но уже в паре с ирландцем Ричардом Харрисом.
Антониони был известен тем, что более чутко прислушивался к женским проблемам, нежели Феллини или Висконти. И все же в его «трилогии одиночества» женщины по-прежнему чаще становятся жертвами не собственных страстей, а от недостатка или, наоборот, чересчур пристального внимания со стороны доминирующих мужчин.
В 1966 году Антониони снял, пожалуй, самую знаменитую свою ленту, в которой поставил под сомнение саму реальность. Действие фильма «Фотоувеличение» происходит в свингующем Лондоне, что объясняет камео легендарного рок-гитариста Джимми Пейджа из The Yardbirds. По сути же, это детективная история об убийстве, случайным свидетелем которого становится неопытный модный фотограф, на чьем снимке проявляется загадочная смерть незнакомца.
Антониони продолжил экспериментировать с собственным стилем изложения. Три года спустя он продемонстрировал публике драму «Забриски Пойнт», самую политизированную ленту в фильмографии итальянца. По поводу этой картины разгорелись нешуточные страсти: в Америке осудили эпизод со сжиганием американского флага, а самого Микеланджело обвинили в подстрекательстве к мятежу и даже «антиамериканизме».
В 1975-м итальянский гений достиг вершины своего триумфа с драмой «Профессия: репортер». Во многом удача способствовала этой работе из-за участия в ней другого гениального кинодеятеля — актера Джека Николсона. Поразительный пример того, как сугубо авторский продукт в привычной философско-экзистенциальной оболочке добивается признания на всех фронтах, в том числе и в кассах кинотеатров.
По сути, после данного шедевра Антониони больше не снял ничего, что могло бы усилить его заслуги перед отечественным и мировым кинематографом. Хотя и «Тайна Обервальда» (1981), и «Идентификация женщины» (1982), и более поздняя лента «За облаками» (1995) — это тоже весьма достойные образцы киноискусства.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...