Сергей Курий Грандмастер

Что мы знаем о хитах Сэма Кука?

Кроссовер — песня, созданная на пересечении разных стилей — всегда несла определённый риск для её исполнителя. При удачном раскладе певец мог увеличить свою аудиторию сразу в два раза, при неудачном — отвергнуть поклонников обеих жанров. Особенно, если эти жанры имеют расовую идентификацию.

Сэм Кук Фото: Источник

Поэтому, когда американский исполнитель госпелов по имени Сэм Кук принёс на лейбл новую песню «You Send Me» («Ты волнуешь меня»), она сильно смутила продюсеров. Им казалось, что для «чёрного» R’n’B-чарта песня звучит слишком «мягко», а для «белого» поп-чарта чересчур грубовато.

Кук сочинил «You Send Me» ещё в конце 1955 года и сразу увидел в песне большой потенциал. Недаром он записал авторские права не на себя, а на своего младшего брата (певец был связан контрактом и не хотел, чтобы его издатели получали от песни прибыль). Тем не менее, когда на лейбле «Specialty Records» услышали, что Кук добавил в «You Send Me» хор белой (!) вокальной группы The LEE GOTCH SINGERS, это стало последней каплей. Певца уволили (впрочем, на выгодных условиях), и он перешёл на менее «зашоренный» лейбл «Keen».

Скан обложки диска

Там «You Send Me» и выпустили. Правда, песня попала на вторую сторону сингла, став довеском к очередной версии знаменитой композиции Гершвина «Summertime». Однако ди-джеи предпочли перевернуть пластинку, и в 1957 году «You Send Me» стала № 1, причём сразу в двух категориях: «поп-музыка» и «ритм-энд-блюз». По старой традиции, песню перезаписала белая певица Тереза Брюэр. Обычно, если «чёрный» музыкальный хит перепевали «расово правильные» исполнители, продажи его резко увеличивались. Но на этот раз «перешибить» оригинал так и не получилось.

Масла в огонь добавило и участие Сэма Кука в ТВ-шоу Эдда Салливана. Исполнителя поставили в самый конец программы, поэтому свой хит он так и не допел — трансляция шоу закончилась. На телевидение тут же обрушился шквал возмущённых звонков, и Кук появился в следующем выпуске шоу — на этот раз без купюр.

Ныне «You Send Me» признаётся «золотой классикой» соула, а Сэм Кук — одним из основателей этого жанра, наряду с Рэем Чарлзом и Джеймсом Брауном.

Ещё одним большим хитом певца стала песня 1960 года — «Wonderful World» (№ 12 в США). Её авторами выступили Лу Адлер и Херо Алперт, хотя Кук тоже поучаствовал, добавив несколько строчек в финале. Содержание песни разило в самую глубину подросткового сердца, когда гормоны играют, а учиться, ой как, не хочется. Вот и Сэм Кук поёт о том, что, возможно, он не силён в биологии, зато о любви знает более чем достаточно. И именно любовь, а не образование может сделать этот мир «чудесным».

С подобным заявлением можно поспорить, но девушки от подобных откровений были без ума. Поговаривают, что до выхода песни Кук любил петь «Wonderful World» каждой девушке, с которой встречался, заявляя, что сочинил песню только что и специально для неё, единственной…

Однако певец остался в истории не только любовными песенками. Осенью 1963 года он сочиняет песню «The Change Is Gonna Come» («Перемены наступят»), которая стала одним из гимнов борьбы американских чернокожих за свои гражданские права. Песня стала своеобразным ответом на другой социальный гимн — «Blowin' In The Wind», написанный небезызвестным Бобом Диланом. Забавно, что, впервые услышав песню Дилана, Кук посчитал, что её поёт черный исполнитель — настолько близкими показались поднятые в ней проблемы.

Биограф Кука — Питер Гуральник — полагает, что у «The Change Is Gonna Come» был и другой источник вдохновения. Речь идёт об инциденте, произошедшем в г. Шривпорт штата Луизиана, когда певцу с женой и друзьями не разрешили заселиться в отель (напомним, что расовую сегрегацию в США официально отменят лишь в 1964 году).

Питер Гуральник:
«И когда он отказался уйти, его жена Барбара сказала: „Сэм, нам лучше убраться отсюда, они убьют тебя“. „Они меня не убьют, я Сэм Кук!“. „Нет, для них ты просто другой…“».

В итоге Кук с компанией попали в тюрьму «за нарушения спокойствия», а спустя несколько недель на свет родилась песня об ожидании перемен.

Питер Гуральник:
«Она потребовала меньше усилий, чем любая песня, которую он когда-либо писал. Это почти испугало его, ему казалось, будто песня была предназначена для кого-то ещё. Он схватил её буквально из воздуха, целиком, несмотря на то, что во многих отношениях это, наверное, самая сложная из его песен…».

Я родился на берегу реки в маленькой палатке
И так же, как эта река, я бегу с тех пор.
Прошло много-много времени, но я знаю —
Перемены наступят, да, это будет.

Так тяжело жить, но я боюсь умереть,
Потому что я не знаю, что там за небесами.
Прошло много-много времени, но я знаю —
Перемены наступят, да, это будет…

…Затем я иду к брату
И говорю: «Брат помоги мне, пожалуйста».
Но он издевается надо мной,
Заставляя опуститься на колени…

Интересно, что Сэм Кук почти не исполнял эту песню на публике, полагая, что она звучит слишком «жутковато» — даже с привкусом смерти. И действительно, смерть не заставила себя ждать.

11 декабря 1964 года в возрасте 33 лет певец был застрелен в Лос-Анджелесском мотеле «Hacienda». По официальной версии Кука застрелила менеджер мотеля в рамках необходимой самообороны. Мол, певец привёл в отель девушку, та от него сбежала (почему-то прихватив с собой и часть одежды Кука). Полуодетый Сэм ворвался к менеджеру (полагая, что девушка там) и в завязавшейся потасовке получил три пули.

Официальная версия у многих до сих пор вызывает сомнения. Кое-кто полагает, что девушка «с низкой социальной ответственностью» просто ограбила Кука, а его одежду прихватила, чтобы лишить певца возможности преследования. Певица Этта Джеймс рассказывала и более страшные вещи: мол, она видела труп Сэма, по которому было ясно, что перед смертью его избили буквально до полусмерти…

Сингл с песней «The Change Is Gonna Come» вышел 22 декабря 1964 года и стал первым посмертным синглом Кука (позже их издадут ещё немало). Кстати, из той версии полностью убрали третий куплет — видимо, посчитав, что он слишком откровенно намекает на расовую сегрегацию.

Я иду в кино, иду в центр города.
Но кто-то твердит мне,
Чтобы я тут не шлялся…

Тогда песня достигла 9-го места в хит-параде. В 2008 году британский певец Seal выпустит успешный кавер «The Change Is Gonna Come» в поддержку предвыборной компании Барака Обамы.

Сам Обама будет цитировать строчки Кука в своей победной речи, а на его инаугурации песню о переменах исполнят Бетти Лаветт и Джон Бон Джови.

А вот о том, действительно ли что-то изменилось с приходом к власти первого в истории Америки чернокожего президента, судить самим афроамериканцам…

Обновлено 28.09.2018
Статья размещена на сайте 25.09.2018

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: