Многое из написанного здесь основано на моих личных наблюдениях-размышлениях и обращено, в первую очередь, к таким же дилетантам-самоучкам. Если бы это не звучало столь длинно, эти заметки стоило бы озаглавить так: «С какими трудностями и ошибками сталкивается начинающий автор песен?»
Скажу откровенно: некоторым советам, данным в этой статье, я сам следую далеко не всегда. Однако когда ты держишь их в уме, это сильно помогает сократить количество откровенной туфты или халявы. Возможно, кому-то мои заметки покажутся интересными, а советы — полезными.
Речь здесь пойдёт именно о песне — то есть относительно небольшом музыкальном произведении со словами. Не секрет, что каждое произведение искусства имеет свою форму и структуру. Вот и в песне можно выделить несколько разных блоков, находящихся при этом в тесной взаимосвязи и единой гармонии. Чем больше таких мелодических блоков, тем богаче и разнообразнее звучит песня.
Однако здесь главное — не переборщить. Если в песне больше 3−4 разных мотивов, она хуже запоминается, а значит, меньше цепляет слушателя. Бывают, конечно, необычные крупные формы, где в рамках одной композиции объединены как бы несколько разных песен. Яркий пример этого — 6-минутная «Bohemian Rhapsody» от группы QUEEN, талантливо «склеенная» из трёх музыкальных отрывков: баллады, «оперного» куска и ударного рок-н-ролла. Однако массовый успех подобных экспериментов, как правило, единичен.
Главной частью любой песни является куплет (verse), который обычно начинается с базовой тональности. Если песни без припева — не редкость, то без куплетов их не бывает. Именно в куплете раскрывается основное содержание текста и происходит развитие сюжета. Поэтому, несмотря на одинаковую мелодию, слова в куплетах, как правило, разные.
Куплет логически подводит слушателя к припеву, который отличается другой мелодикой, динамикой, ритмом. Английское название припева — chorus — не случайно, ибо в старину так называли часть песни, предназначенную для хорового исполнения (сначала певец делал сольный запев, а затем толпа подхватывала).
- Припев — это ударная часть песни, её кульминация и «крючок» для слушателя. Именно на припев обычно приходится самый запоминающийся мотив — тот самый, который вы будете «насвистывать» в дальнейшем.
То же относится и к тексту припева, где звучат самые яркие фразы, выражающие главную суть произведения. Поэтому чаще всего слова в припеве не меняются (недаром его иногда называют рефреном). Но даже если они разные, желательно, чтобы на припев приходились самые эффектные и эмоционально заряженные строчки.
Куплет + припев — самая распространённая структура песни. Однако есть и другие — дополнительные — музыкальные части.
Например, мост (bridge), который лично я всегда называл «переходом». Да и другой английский термин — «pre-chorus» (пред-припев) — будет более точен и понятен. Это действительно некий буфер между куплетом и припевом. Его можно слышать в песне Майкла Джексона «Billy Jean» или в песне группы АРИЯ «Улица Роз» на словах:
Брось и уйди,
Пусть растает, словно дым,
Облик Жанны,
Жанны…
«Мост» не только делает мелодику песни более разнообразной, но и нагнетает эмоциональное напряжение, которое должно разрядиться в припеве.
В английской терминологии «мостом» нередко называют ещё одну часть песни. Чтобы не путаться, я буду называть её вставкой.
Вставка — это оригинальный блок, который заметно выделяется на фоне остальной музыки по стилю, темпу, звучанию, настроению. Примером может послужить «светлая» мажорная часть («Помнишь, когда ты был юн…») в мрачной балладе Майка Науменко «21-й дубль» или тихая медленная часть («А кто-то минирует океан…») в боевой песне группы АЛИСА «Новая кровь».
Обычно такая вставка располагается ближе к концу — перед последним куплетом или припевом. Сочинить такую мелодическую часть и гармонично вписать в остальную песню — непросто. Поэтому используют её нечасто, а лишь когда этого требует драматургия произведения.
Важную роль в структуре песни играет такая — чисто инструментальная — часть, как соло (solo). Здесь на первый план выходит не вокалист, а музыкант, демонстрирующий своё импровизационное мастерство. Как правило, импровизация строится вокруг уже знакомой мелодии куплета, припева или главного риффа.
Хотя отдельные виртуозы, вроде гитариста Ричи Блэкмора, могут сыграть вполне оригинальное соло, больше напоминающее самоценную вставку (как, например, в песне DEEP PURPLE «Child in Time»). А в песне группы ACCEPT «Metal Heart» гитарист умудрился вплести в свой «запил» даже отрывок из произведения Бетховена «К Элизе».
Обычно соло играет роль некоего музыкального «перерыва», когда мозг слушателя «отдыхает» от текста и переключается на музыкальные изыски. Это важно и тогда, когда слов в песне немного и повторение одного и того же куплета или припева подряд звучало бы слишком навязчиво.
Отношение к «удельному весу» соло в разные эпохи менялось. Если в начале 1970-х годов роскошные инструментальные импровизации в песнях порой занимали больше места, чем куплеты и припевы, то к концу десятилетия слушатели от этого устали (некоторые панки и деятели «новой волны» отказались от солирования вообще).
Лично я считаю, что если соло однообразно, если оно не раскрывает новые оттенки мелодии, а лишь повторяет её, то злоупотреблять им не стоит. Например, мне никогда не нравились затянутые финальные проигрыши в альбомах группы КИНО (начиная с «Группы крови») — создавалось ощущение, что музыканты просто увеличивают хронометраж…
Есть у песни и своё «обрамление» —
Вступление (Intro) служит для того, чтобы настроить слушателя на восприятие музыкального произведения. Это могут быть фоновые клавиши, перебор на гитаре, звук трубы, яркий рифф, барабанная перебивка. Вступление может быть довольно длинным с постепенным добавлением разных инструментов и мелодических оттенков (как в песне группы The CURE «Want»).
А может… вообще отсутствовать. До сих пор помню, как вздрогнул, когда впервые услышал «Can't Buy Me Love» от The BEATLES. Оно и неудивительно — песня сразу началась с оглушающего припева.
Иногда вступление может выглядеть самоценной частью композиции и играть роль некоего зачина. Например, когда песня открывается балладным запевом, а затем неожиданно переходит в энергичную основную тему (см. «Do You Love Me» группы The CONTOURS или «Таня» группы КРЕМАТОРИЙ).
Финал у песен тоже может быть разным. Музыка может замедляться, постепенно затухать или внезапно обрываться. Может звучать соло, а может инструментальная какофония (последнюю особенно любят рокеры на своих концертах). Финал тоже может быть оригинальным и сильно выделяться на фоне остальной музыки (подобно маршевой концовке в песне КИНО «Перемен»).
Как правило, последним звучит базовый аккорд, отвечающий исходной тональности (ля-минор, до-мажор). Хотя бывают и исключения, когда музыка как бы повисает в воздухе незавершённой.
Раз уж мы заговорили о тональности, то не грех вспомнить такой распространённый музыкальный приём, как модуляция. Чтобы сделать песню более разнообразной, не обязательно менять саму мелодию. Можно изменить её тональность — исполнить какой-то куплет на полтона или тон выше (тут всё зависит от ваших вокальных возможностей). Например, в песне «Не отрекаются любя» Алла Пугачёва на самых эмоциональных — 3-м и 4-м куплетах — начинает петь выше и выше, а на последнем куплете возвращается в базовую тональность.
В некоторых случаях модуляция может использоваться более оригинально. Например, когда-то я долго не мог подобрать на гитаре «Балладу о первом гноме» А. Мичурина. А проблема состояла в том, что все куплеты этой песни звучали в одной тональности, а все припевы — совершенно в другой.
Но вернёмся к структуре. Итак, наиболее полная схема стандартной песни выглядит примерно так:
Вступление — куплет — (мост) — припев — куплет — (мост) — припев — (вставка) — соло — куплет — (мост) — припев — финал.
Что касается очерёдности куплетов и припевов, то она может быть весьма оригинальной.
- Я уже упоминал «Can't Buy Me Love», где куплет звучит раньше куплета.
- В моей песне «Каменный дом» структура получилась ещё необычнее: в ней поётся всего один куплет, обрамлённый двумя припевами.
- В хите группы EUROPE «The Final Countdown» припева, как такового, нет вообще, его место занимает проигрыш — тот самый знаменитый клавишный рифф.
- А в песне группы ТЕЛЕВИЗОР «Завтра» сначала идёт целая вереница куплетов, а затем такая же вереница припевов.
Так что поле для экспериментов здесь довольно широкое.
Спасибо, материал, как всегда, очень интересный.Сама музыку люблю, причем разные жанры,не только рок или джаз, но, к сожалению, не пишу. А вот слова-да. Есть интерес к песням, написанным на английском?
Оценка: 5
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Меня удивляет примитив текстов песен на английском, м/б это из-за перевода. Непонятен часто и пафос динамичных исполнений: за что, против кого они выступают. Почему почти все разборки на английском "материале"? Мне понравилось мнение американца о песне "Священная война" и ритмом печатного марша и припевом. Эта песня образец произведения, созданного в нужное время и там, где требовалось. У В.Цоя тоже пафос западного покроя, как бы абстрактный, из "общечеловеческих ценностей" по Горбачёву.
Написано интересно, оценка:5
1 Ответить