Марк Блау Грандмастер

Случай в ресторане «Ругантино»: кто вдохновил Феллини на стриптиз?

В прекрасном городе Риме протекает прекрасная (хотя и грязная) река Тибр. Как у всякой реки, есть у Тибра два берега. На одном — то, что туристам в столице Италии показывают в первую очередь: величественные развалины Колизея, форума и других античных построек. А на другом…

Кадр из фильма "Сладкая жизнь"

На другом берегу Тибра, в районе, который так и называется — Трастевере (то есть, в переводе на русский, «Затиберье»), знаменитых руин меньше. Однако и сюда экскурсоводы водят туристов, чтобы показать, как живут и проводят время обычные итальянцы. Здесь большое количество кафе, баров и ресторанов, а также тратторий и остерий. В данном случае, название роли не играет. В конечном счете это место, где можно посидеть с друзьями, выпить и закусить (не всегда дешево, но всегда с удовольствием).

Иногда случается, что старинные развалины используют в современной жизни. Театр Масимиллиано в Риме
Иногда случается, что старинные развалины используют в современной жизни. Театр Масимиллиано в Риме
Фото: ru.wikipedia.org

Впрочем, отсутствие древних развалин в Трастевере совсем не означает, что здесь нет исторических мест. Так, все экскурсии обязательно останавливаются возле одного здешнего кабачка, в конце 1950-х годов удивительным образом вошедшего в историю итальянской (да и мировой тоже) культуры.

Ресторан «Ругантино»
Ресторан «Ругантино»
Фото: Марк Блау, личный архив

Для русского слуха кабачок называется смешно: «Ругантино». Ругантино — герой итальянской комедии дель арте, вроде Труффальдино или Панталоне. Персонаж этот — римского происхождения, и имя его восходит к словечку на римском диалекте «ruganza», которое означает «высокомерие».

Ругантино, в самом деле, высокомерен, драчлив и за словом в карман не полезет. Оттого и случаются с ним неприятные истории. Ну, в общем, типичный римский паренек из простонародья. Ругантино — герой площадных кукольных спектаклей, а также нескольких театральных и музыкальных комедий. В 1973 году в Италии вышла кинокомедия, где роль Ругантино исполнял… Угадайте кто? Ну, конечно, Адриано Челентано!

Ругантино, маска Комедия дель арте
Ругантино, маска Комедия дель арте
Фото: ru.wikipedia.org

С названием кабачка все понятно. Теперь о том, какой вклад в культуру он внес.

Было это в далёком 1958 году в далёкой-далёкой галактике. Нет, в самом деле, послевоенная Италия казалась совсем другой страной, чем нынешняя. Люди не только жили беднее, но и скромнее. Во всех смыслах скромнее. Интернета с его вседозволенностью и всепроникаемостью, конечно, еще не придумали. За появление на пляже в купальнике-бикини (он уже был придуман) могли забрать в полицию, как за оскорбление общественной нравственности. Хотя французский фильм «И Бог создал женщину» c Брижит Бардо в главной роли и в бикини уже шёл по итальянским экранам. Зрители удивлялись бесстыдству французов. Впрочем, на то они и французы.

Брижит Бардо заставила мир смириться с раздельным купальником, бикини
Брижит Бардо заставила мир смириться с раздельным купальником, бикини
Кадр из фильма «И Бог создал женщину»

Ах, они, бедняжки, не знали, что творится в Турции. Они ни разу не видели танец живота, который в этой мусульманской, а потому, казалось бы, тёмной стране был в высшей степени популярен. Почти, как в Египте, где, собственно, этот вид искусства родился.

Одна из популярнейших турецких киноактрис той поры Айше Нана (Ayşe Nana; 1936 — 2014) этим искусством не манкировала и потому была чрезвычайно популярна в народе. К 22 годам она снялась в двадцати турецких фильмах.

Айше Нана, старая турецкая открытка
Айше Нана, старая турецкая открытка
Фото: ru.wikipedia.org

Настоящее имя Айше Нана было Кияш Нана. Она родилась в Бейруте в семье богатого армянского торговца. Поскольку Ливан был тогда французской колонией, девушка хорошо знала французский язык. Поэтому в 1956 году, почувствовав, что в Турции она уже достигла потолка, Айше Нана решила начать завоевание Европы. Она была красива и потому надеялась на победу.

Один год Айше Нана провела в Париже, где выступала в ансамбле известного певца и актера Жильбера Беко. Помните его песню «Natalie» о поездке в советскую Москву и о прелестной переводчице «Интуриста», которая ему все рассказывала про загадочную la Russie и показывала la Place Rouge?

Но вернемся к Айше Нана. Выступления у Жильбера Беко сделали её довольно известной во Франции. Девушка решила сделать следующий шаг и поехала в Рим, где в конце 1950-х снимали самое лучшее кино в Европе. Она надеялась сняться в одном из фильмов Витторио де Сика. Ее друг Серджио Пасторе обещал устроить встречу со знаменитым режиссёром. Судьба благоволила девушке.

5 ноября 1958 года ее пригласили участвовать в закрытой вечеринке, которая проходила в Трастевере, как раз в том самом ресторане «Ругантино». Здесь были молодые актеры, здесь были представители римской «золотой молодежи», здесь были папарацци.

Да, известно ли вам, что слово это появилось именно там, в Риме, спустя два года, в 1960 году. Знаменитый Федерико Феллини снимал фильм «Сладкая жизнь», один из героев которой — фотограф по фамилии Папараццо. Это лихой парень, поставляющий для отделов светской хроники фотографии, на которых знаменитости изображены не в самом презентабельном виде.

Так вот, этот самый Папараццо списан с приятеля Феллини, фотографа Тацио Секкьяроли (1925 — 1998). После всемирного успеха «Сладкой жизни» Тацио станет фотографом во всех последующих фильмах Феллини и личным фотографом Софи Лорен. Но в тот вечер он все еще был фото-волком, которого ноги кормили и который зорко высматривал, где можно сфотографировать что-нибудь, что нравится публике. То есть что-нибудь потрясающее, что-нибудь шокирующее.

Случай представился. Разгоряченная вином (и, говорят, наркотиками) Айше Нана сплясала для гостей зажигательный танец с раздеванием. Стриптиз! Тацио Секкьяроли сфотографировал самые горячие моменты, и три дня спустя эти фотографии были опубликованы в одной из газет.

Одна из скандальных фотографий
Одна из скандальных фотографий
Фото: ru.wikipedia.org

Хотя издатели заретушировали «самый стыд», фотографии, на которых Айше Нана танцевала почти обнаженной, вызвали скандал. Статью за оскорбление «общественной морали» никто не отменял. Айше Нана предъявили несколько судебных исков, в результате чего приговорили к трем месяцам тюремного заключения.

Спустя два года Федерико Феллини включил в свой фильм «Сладкая жизнь» сцену стриптиза. Сцена получилась очень скромной, поскольку переть на тот же рожон «оскорбления чувств», что и Айше Нана, режиссер не захотел. Но все же сцена эта подогрела общественное мнение и привлекла дополнительный интерес к фильму.

Что произвело такой фурор, отчего возбудились и критики, и зрители? Нынешний зритель, закаленный ого-го какой порнухой, этого, пожалуй, может и не понять.

Нельзя сказать, что прекрасный фильм держался только на сцене стриптиза. Совсем нет. Другая знаменитая сцена — купание в римском фонтане Треви — выглядит, пожалуй, сексуальнее. Но в любом случае эпизод, происшедший в ресторане «Ругантино», внес немалый вклад в мировой успех кинофильма. Да и в подъем уровня терпимости итальянской и мировой публики тоже.

Пожалуй, после «Сладкой жизни» приговор Айше Нана был бы более мягким. Впрочем, если бы стриптиз в «Ругантино» не состоялся 5 ноября 1958 года, то и в 1960 году в «Сладкую жизнь» могли бы не включить рискованную сцену.

Но к чему эти рассуждения? История пошла так, как она пошла.

Что же касается Айше Нана, то стриптиз в «Ругантино» и последующий скандал сослужил ей плохую службу. Знаменитые режиссеры, у которых она рассчитывала сниматься, ей отказывали. Актриса, конечно, не бедствовала. Она вышла замуж за Серджио Пасторе, родила дочку, снялась в одном хорошем и в нескольких проходных фильмах.

Но карьера киноактрисы, о которой она мечтала, не состоялась. С чем Айше Нана до конца жизни не смирилась. Она считала, что каштаны, которые пришлось вытащить из огня ей, съели другие, ей же остались только ожоги на руках.

Статья опубликована в выпуске 9.03.2019

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: