Григорий Шарапа Мастер

Каким могло бы быть наше настоящее?

Все это было не более чем декорации.
Профессионалы изощрялись, играя в жизнь
в будущем.
Уильям Гибсон, «Континуум Гернсбека», 1981 г.

Мы знаем то настоящее, которое есть. Но еще остаются нереализованные мечты целых поколений. Ранний рассказ Уильяма Гибсона «Континуум Гернсбека» (1981) — о реальности, которая существует параллельно 80-м годам ХХ века.

Фото: Depositphotos

Здесь Гибсон отдает дань уважения своим предшественникам. Так как придумывать будущее — их «работа». Но как писатель-фантаст он задает следующий вопрос: а что, если это пространство (или «континуум») где-то существует? И более того, как его можно увидеть?

Оказывается, в массовой культуре можно найти следы будущего, которое так и не наступило. (Похожая ситуация случилась, к слову с произведениями киберпанка самого писателя, но с точностью наоборот. Оно уже наступает, скажем так.)

Уильям Гибсон
Уильям Гибсон
Фото: Источник

Вообще Уильям Гибсон не только писал в стиле киберпанк и про ближайшее будущее. Периодически он пробовал и пробует другие жанры, а также разные временные отрезки и пространства.

Например, роман «Периферийные устройства» (2014) об уже более отдаленном будущем. И это скорее «обычная» научная фантастика. А «Машина различий» (1990, в соавторстве с Брюсом Стерлингом) повествует о XIX веке. Роман является хорошим примером стиля «стимпанк». Кстати, в обоих романах затрагивается тема «альтернативного варианта истории». Время написания «Трилогии Бигенда» (2003 — 2010 годы) — совпадает с временем действия, это наше недавнее настоящее. И нельзя сказать, что это киберпанк, а скорее «журналистское расследование».

В рассказе «Континуум Гернсбека» уставший от последнего заказа фотограф знакомится в Лондоне с понятием «американского обтекаемого модерна» (или, как в шутку его назвали в рассказе, «готикой бензозаправочного пистолета»). Речь идет о стиле дизайна, в частности, в архитектуре, который был разработан в 30-х годах и «был устремлен в будущее».

Реставрированный кэмпер Airstream, 1971 г.
Реставрированный кэмпер Airstream, 1971 г.
Фото: Источник

В конце концов, он подключается к проекту «Обтекаемый футурополис: завтра, которого никогда не было». Объекты для фотосессий ему предстояло искать в Америке, в Калифорнии, чаще всего на окраинах городов. Например, бензоколонку в Сан-Хосе в стиле «Минга безжалостного», предназначенную под снос.

По совету консультанта проекта, устаревшие объекты архитектуры 30−50-х надо воспринимать на самом деле как фрагменты будущего, точнее, альтернативного настоящего. В итоге фотограф так настроился, что начал видеть самолеты, автомобили, людей и даже целые города этой массовой мечты. Попутно выясняется, что он увлекался в 60-е приемом веществ, расширяющих сознание, поэтому и оказался особо восприимчив к такому «переходу».

Эта альтернативная реальность, воплотившая чаяния целого поколения (не только, кстати говоря, американцев, но в рассказе речь все-таки о них), на первый взгляд, прекрасна и технически значительно опережает реальность 80-х годов. Не совсем понятны подробности данной реальности. Так ли оно прекрасно, что это за общество, какая история предшествовало ему.

Дирижабль в стиле
Дирижабль в стиле «стимпанк»
Фото: Depositphotos

«Они были белые, светловолосые, и глаза у них, вероятно, были голубые».

Просмотр ТВ и журналов изгоняет «призраков» и все возвращается на место в сознании героя, хотя и не сразу.

Люди начала прошлого века мечтали о дальнейшем прогрессе. История распорядилась по-своему в разных странах. В итоге 80-е, а теперь уже и 2000-е годы, оказались именно такими, какими мы их знаем.

Но может быть, другая реальность все же существует? По крайней мере, в футуристической архитектуре прошлого и сознании людей. И не важно, строили они свою мечту по ту или эту сторону океана.

Статья опубликована в выпуске 14.03.2019

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: