Наталья Наумова Грандмастер

Почему святой Христофор изображался в столь странном обличье?

Икона — это окно в духовный мир, мост между разными реальностями. Крайне сложно передать на языке земных образов нечто незримое и непостижимое. Поэтому невозможно здесь обойтись без условностей и особых символов. Недаром издавна в иконописи сложились жёсткие каноны. Однако встречаются изображения, совсем не похожие на остальные.

Святой Христофор Фото: Источник

В экспозиции музея Ростовского кремля есть уникальный экспонат. Это икона мученика Христофора, который стал известен как Песьеглавец. Неподготовленного зрителя она может напугать и даже шокировать. Зооморфный образ — нечто, казалось бы, невозможное в иконописи. Тем не менее подобные изображения встречаются, порождая немало загадок.

Легенды и были

Иоахим Патинир, «Святой Христофор», ок. 1520 г., Эскориал
Иоахим Патинир, «Святой Христофор», ок. 1520 г., Эскориал
Фото: ru.wikipedia.org

Святой мученик Христофор почитается и православной, и католической церквями. Он жил в III веке и пострадал при императоре Деции Траяне — яром гонителе христиан. Вокруг жизни святого Христофора сложилось много преданий, мифов и легенд. А икону его невозможно спутать с другими. Правда, таких изображений дошло до нашего времени немного — после реформы патриарха Никона они были запрещены.

Объяснений возникновения образа Песьеглавца несколько. Самое известное гласит, что Христофор был прекрасным юношей. Многие женщины соблазнялись его красотой, а самые отчаянные преследовали своей любовью. Но он всеми силами желал избежать греховных соблазнов и молился, чтобы ему была дана как можно более отталкивающая внешность. Отсюда и столь странный, даже пугающий облик.

Икона Святого Христофора
Икона Святого Христофора
Фото: ru.wikipedia.org

Но ещё утверждалось, что святой Христофор испросил необычную внешность, дабы сделать свои проповеди более убедительными среди язычников. Кстати, исследователи усматривают в зооморфном образе своеобразный сплав традиций. В частности, проводилась параллель с египетским богом Анубисом, который изображался с головой собаки либо шакала. Согласно мифологии, он был проводником в загробный мир.

Ещё существовало поверье, что святой Христофор происходил из племени киноцефалов — людей с головами собак. О них писал и путешественник Марко Поло, однако не усматривал в этом никакой мистики. Странная внешность представителей того племени объяснялась тем, что им с младенческого возраста сдавливали черепа, чтобы голова приобрела вытянутую форму. Это впоследствии помогало устрашать врагов.

Откровение на реке

Икона из Ростовского кремля
Икона из Ростовского кремля
Фото: ru.wikipedia.org

В западной, католической традиции бытовало другое предание. Оно породило особый сюжет в иконописи: великан, несущий младенца Христа.

До крещения Христофор носил имя Репрев. Был он человеком огромного роста и невероятной физической силы. Ощущая свою исключительность, решил, что повелевать им должен лишь самый могущественный господин. Вначале поступил на службу к царю, но оказалось, что тот не всесилен: земной государь боялся дьявола. Репрев, узнав об этом, избрал своим повелителем князя тьмы. Но выяснилось, что дьявол трепещет перед крестом.

Мученик Христофор. Успенский монастырь города Свияжска, Татарстан
Мученик Христофор. Успенский монастырь города Свияжска, Татарстан
Фото: ru.wikipedia.org

В замешательстве Репрев обратился к отшельнику и получил от святого старца совет — переносить путников через бурную реку. За этим занятием и пришло откровение. Однажды великан увидел маленького мальчика, который попросил помочь ему добраться до другого берега. Гигант с трудом поднял ребёнка — почувствовал, что как будто целый мир давит на плечи.

Репрев спросил таинственного мальчика, в чём тут причина. С трепетом услышал великан, что перед ним — Богомладенец Христос, взявший на себя грехи всего человечества. После этого Репрев принял христианскую веру, а Богомладенец крестил его в той же реке под новым именем — Христофор, что означало «несущий Христа».

Здесь нет намёка ни на какую зооморфность облика святого. Однако есть ещё одна версия. По преданию, Христофор происходил из племени хананеев. И здесь могла возникнуть путаница из-за созвучия с латинским словом «canis» — «собака». Разные традиции могли переплестись между собой. И вряд ли есть единственно верное объяснение появления образа Песьеглавца.

Старообрядческая житийная икона святого Христофора
Старообрядческая житийная икона святого Христофора
Фото: ru.wikipedia.org

Внутреннее несходство

В старообрядческих храмах сохраняются зооморфные изображения святого Христофора. Что интересно, иногда он изображается с головой не собаки, а лошади. Это задаёт дополнительные вопросы исследователям. Однако широкого распространения подобные иконы не имеют. Их изготавливают лишь по специальным заказам в старообрядческих мастерских.

Но важно помнить, что икона — это не портрет. И нельзя искать в символическом образе буквального сходства с реальной личностью. Столь необычное изображение могло олицетворять внутреннее несходство с окружающими. Когда есть стремление к высоким идеалам, то часто сложно найти взаимопонимание с теми, для кого нормой стали низость и жестокость. Погрязшее в грехах окружение не принимало Христофора.

 Святой Христофор с волчьей головой, лубочная картинка
Святой Христофор с волчьей головой, лубочная картинка
Фото: ru.wikipedia.org

По сей день отвержение — это боль для многих. Быть изгоем — это страшно. И часто отвергаются как раз благородные люди с высокой душой. Окружающим они видятся странными, даже не вполне адекватными. Хотя нередко оказывается наоборот: нормальный человек — это как раз тот, кого отвергают. Что сложно сказать о гонителях, которые не осознают своего безумия.

Статья опубликована в выпуске 18.03.2019

Комментарии (4):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: