Перейти к предыдущей части статьи
Если мы посмотрим на любительские рисунки самого Льюиса Кэрролла в рукописи, то увидим, что платье его героини более свободное, напоминающее перепоясанную тунику. Также мы увидим, что писатель не особо старался соблюсти точность — форма воротника и длина рукавов у него от рисунка к рисунку меняются.
У Тенниела на иллюстрациях к сказке наряд Алисы более «жёсткий», хотя и вполне привычный для детей среднего класса викторианской эпохи. Во-первых, это знаменитый фартук, хорошо знакомый и бывшим советским школьницам. Он станет чуть ли не главным опознавательным знаком Алисы во множестве экранизаций.
Фартук имеет два кармашка, что логично — иначе, откуда героине доставать коробочку цукатов и напёрсток, чтобы наградить участников «бега по кругу»? Кэрролл даже успел уточнить, что во время плавания в Море Слёз «цукаты, к счастью, не размокли». Однако у читателей может возникнуть другой вопрос: как это всё добро не вывалилось во время падения в кроличью нору? Недаром кто-то из режиссёров предусмотрительно изобразил карманы фартука застёгивающимися.
Что касается платья, то на рисунках Тенниела оно имеет короткие рукава-«фонарики», пышный кринолин длиной до колен и полоски (складки?) по нижнему краю подола.
На ногах у Алисы — чёрные туфельки с плоской подошвой и ремешком, которые долго пользовались популярностью у детей и получили название «Мэри Джейн» (похожие носит Кристофер Робин — герой «Винни Пуха»).
Чулок мы на черно-белых гравюрах не видим, но, как выяснится ниже, они подразумевались.
Иллюстрируя вторую сказку Кэрролла — «Зазеркалье», художник внёс в наряд главной героини ряд изменений. Чулки на ногах стали полосатыми, фартук более декоративным (с плиссировкой по краям), а волосы Алисы поддерживала лента (подобные ленты после успеха сказки стали называть «алисами»). Подол платья удлинился до икр, но был уже не таким пышным (видимо, повлияла просьба Кэрролла «убавить кринолин»). Пишут, что первоначально Тенниел хотел сделать платье Алисы похожим на наряд Чёрной и Белой королев, но Кэрролл эту идею забраковал.
Тем не менее на рисунках к «Зазеркалью» наряд героини два раза радикально меняется. Первый раз — в поезде, где у неё появляются шапочка с пером, накидка, муфта, ботинки да ещё сумочка в придачу.
Второй раз — когда она становится королевой. Кроме короны и скипетра, у неё появляются бусы на шее, полосатые чулки исчезают, меняется обувь, а фартук становится более богато декорированным с большим бантом сзади.
Если же я задам вопрос о цвете Алисиного платья, то думаю, что многие из вас сразу назовут голубой или синий — признанные цвета мечтателей и романтиков. Именно в эту гамму обычно наряжаются фанаты «Алисы» на всяческих косплеях. Однако данный стереотип внедрил в массовое сознание вовсе не Тенниел, а Дисней со своим знаменитым мультфильмом 1951 г., созданным по эскизам художницы Мэри Блэр.
К слову, кринолин и тонкая талия — каноны моды XIX века, тогда хорошо вписались в послевоенный стиль «New Look» от Кристиана Диора. Кроме того, широкая юбка весьма пригодилась диснеевской Алисе и во время падения в нору, сыграв роль парашюта.
Понятно, что по оригинальным чёрно-белым гравюрам Тенниела цвет не угадаешь. Однако в 1890 году вышла книга «Алиса для детей», где 20 гравюр «Страны чудес» раскрасили — причём под руководством художника и ещё при жизни Льюиса Кэрролла. При этом кринолин героини снова убавили, а в наряде появились новые детали, отсутствовавшие в оригинальном издании. Например, синие бантики: один — маленький, на ленте для волос, другой — большой, на поясе. Также стало ясно видно, что Алиса носит чулки — такого же синего цвета. А вот платье Тенниел решил сделать жёлтым (или золотым, если угодно).
Надо отметить, что последующие иллюстраторы сказок Кэрролла не особо старались следовать канону, заданному Тенниелом. Они часто меняли покрой платья в угоду моде, а цвет его мог быть самым разным.
Кинорежиссёры оказались более консервативными. Они редко покушались на фартук Алисы, а для платья, как правило, выбирали две цветовых гаммы — сине-голубую и жёлто-оранжевую. Последний выбор был во многом связан с созданием искусственного заднего фона и использованием компьютерных спецэффектов.
Как вспоминала Сара Саттон — исполнительница главной роли в британской экранизации «Алисы в Зазеркалье» (1973), сниматься приходилось на фоне синего экрана, поэтому актёры не могли носить в кадре ничего из этой цветовой гаммы. Правда, это не помешало американцам, издававшим фильм на DVD, изобразить Алису на обложке в синем платье — настолько был силён диснеевский стереотип!
Впрочем, встречался в киноэкранизациях «Алисы в Стране Чудес» и радикальный отход от канонов. Например, в к-ф Д. Миллера 1966 г. Алису нарядили в тёмное и тяжёлое викторианское платье, а в итальянском фильме 1974 г. платье, напротив, белое и лёгкое. В фильме Я. Шванкмайера 1988 г. героиня носит свободное платье, чем-то похожее на ночную рубашку, а в мюзикле «Алиса во дворце» 1982 г. актриса Мэрил Стрип предстаёт в белой рубашке и розовом комбинезоне, позволяющем не стеснять движения.
...Вот почему я предлагаю сделать к/ф "о таких разных американцах" по мотивам книжки "Ну, что тебе сказать про СэШэА?" ...