Зачастую такая реакция фальшивых зрителей обеспечивала даже провальному спектаклю финансовый успех и прекрасные отзывы в газетах. Речь о неизвестной во времена Советского Союза профессии клакера — платного зрителя, от которого требовалось аплодировать по ходу спектакля и кричать «Браво!».
Само слово «клакёр», обозначающее профессию, французского происхождения: claque — хлопать. Предполагается, что и сама профессия появилась в Европе именно во Франции во времена, когда театральная культура переживала упадок и требовалось искусственно обращать внимание зрителей на новые спектакли не ахти какого уровня. Но поскольку Франция считалась тогда законодателем всего нового, прогрессивного, то и ситуация с клакерами была быстро разгадана в других странах и принята на «вооружение».
В принципе, ничего сложного не было. Как правило, театры финансово страдали из-за частично заполняемых залов. Желания владельцев театров и постановщиков спектаклей совпали. В общество при помощи журналистов были запущены слухи о печатании якобы специальных билетов, позволяющих при покупке на один какой-то спектакль посещать в дальнейшем бесплатно все театры Парижа. Желающие обзавестись такой сказочной «халявой», конечно же, нашлись.
Они стали интересоваться, на самом ли деле есть такие билеты? Разумеется, таких билетов не было и не могло быть. Но количество желающих их иметь натолкнуло владельцев театров и постановщиков на идею. Она была очень простой. Человек получал билеты на спектакли театра по низкой цене, но при условии, что станет аплодировать. Таким образом были сформированы команды клакёров (клаки), членов которых в лицо знали работники того или иного театра и свободно пропускали в зал.
Команда клакеров заранее знакомилась с новым спектаклем, определяя его ценность с позиций критики, и в ходе переговоров устанавливала размер оплаты. В зале клакеры получали места таким образом, что могли начать хлопать синхронно и якобы под эмоциональным воздействием от происходящего на сцене. В итоге настоящие зрители такое действие воспринимали за подлинное проявление душевных чувств и, в соответствии с «психологией толпы», тоже начинали аплодировать.
Любопытно то, что со временем во Франции появились антиклакёры. В их обязанности входило провалить какой-либо спектакль, претендующий на финансовый успех. Распускались в обществе слухи о грязном, например, прошлом драматурга; в газеты писались под вымышленными фамилиями отрицательные отзывы от зрителей, якобы посмотревших этот спектакль в другом театре или городе; срывались афиши или на них появлялись оскорбительные надписи…
Если все это не помогало и спектакль все же не удавалось сорвать, в ход шло появление членов антиклаки на самом представлении. Шумным поведением они мешали зрителям следить за происходящим на сцене. На просьбы вести себя потише начинали возмущаться, что имеют полное право за потраченные деньги на столь плохой спектакль вести себя как угодно. Вызов полиции довершал картину срыва спектакля.
А дальше уже похоронный марш спектаклю играла желтая пресса, падкая на всякие происшествия.
Кажется, пытались завалить спектакль "Женитьба Фигаро".
А клака была и в СССР. Подруга моей сестры иногда ходила на спектакли по сниженным ценам с заданием там-то и там-то аплодировать и орать "Браво!"
Оценка статьи: 5
0 Ответить