Выбор пути довольно прост, если есть отличный учитель. Доверься ему, и только. Но чаще бывает, что или много всяких кружков и клубов, глаза разбегаются, или нет ничего, и создавать себя надо сверхусилиями как будто с нуля и из ничего. Мало кто верит, что это может привести к чему-либо хорошему, но самобытные таланты, изумляющие человечество, именно так и возникают. И одна из движущих сил для них — осознание максимальной пользы, которую можно принести людям на каком-либо направлении.
«…из всех искусств для нас важнейшим является кино» … 5-е изд. — Т. 44. — С. 579: Беседа
В. И. Ленина сА. В. Луначарским .
Куда будет двигаться народ по мере роста грамотности?
Время ответило тем, что в 60-х важнейшими оказались поэзия и задушевная авторская песня, во всяком случае лучшие из парней, ухаживая за девушками, им пели и писали стихи. Сами, естественно. Где-то пели под гармонь, где-то под гитару. Кто-то читал стихи на память, кто-то с бумажки.
Бессонные ночи с бумагой и карандашом давали высокоценный с точки зрения судьбы продукт. Для мировой культуры, правда, никакой, но не это важно. Когда муж умирает (простите, что о грустном), жена достает бережно хранимые листочки с неуклюжими строчками и заливает их слезами. И в этот миг важно, что слова были написаны искренне, а рифма и орфография не имеют никакого значения. Так было и будет.
Рост грамотности парней — это часть предназначения девушек. Они в школе такие старательные! Когда написано корявенько и с множеством ошибок, девушки редко отказываются от стоящего парня из-за некачественного выражения ценных мыслей и мечтаний. Они берутся заниматься с юношей как с учеником (какая девочка не мечтала стать учительницей?), и ему надо лишь довериться и малость постараться. И почерк выправят, и правильные гласные расставят, и нежно поцелуют в награду за старание.
Вспомним Мартина Идена (читали одноименный роман Джека Лондона?). Как матрос стал умнейшим человеком своего времени и популярным писателем? Он полюбил девушку с другим культурным уровнем и заставил себя подняться на ту же высоту. Освоив технику подъема и интеллектуального самовзращивания, оказался значительно выше. Теперь уже девушки готовы расти, чтобы дотянуться до него. Так культура общества и поднимается выше и выше. Были б образцы, фильмы и книги, лекции и живые легенды.
Но вспомним, что было в дореволюционное время. Девушкам дарили романсы (слова, музыка и исполнение — это один и тот же человек, зачастую позднее в сборниках именовавшийся народом). Мог быть подарен вальс, под который танцевали на балах, да и до сих пор танцуют. Дарили книги, которые писали из издавали чуть не с единственной целью — вставить посвящение любимой и тем увековечить ее имя.
Дарили поместья с ботаническими садами (это был вопрос не столько благосостояния, сколько ландшафтного дизайна, аналог нынешних пермакультуры и заботы о биоразнообразии). Потому что женщина — это будущие дети, это род, это бесконечная протянутость во времени, и подаренное поместье оказывается подаренным не только жене, но и всем потомкам.
Что любопытно, подарок не оформлялся как личная собственность, которую можно как угодно растратить. Дарилась душа хозяина, что вроде бы гораздо ценнее, чем бумаги о собственности. Но если хозяин оказывался, скажем, игроком и разорял себя и жену, то радости от такой повышенной ценности было немного.
Впрочем, речь не об имуществе, а об искусстве. Какие из искусств нужны на каком этапе жизни общества? После катастроф большой спрос на искусство выживания. А когда жизнь устоится, появляется время и силы на всякие изощрения.
Хочется вспомнить, что еще было важнейшими из искусств в ходе истории снова и снова рушившейся и восстанавливающейся цивилизации.
Литература. Написать роман-эпопею, дающий духовную опору целому поколению. Или создать фантастические миры, в игре фантазии пробуждающие высочайшую нравственность.
Научное мышление. Да-да, искусство мышления. Продукт — философский труд. Очень серьезно — сделать фундаментальное открытие.
Знание — это и правда сила, и именно этой силой надо бы побеждать. И безграмотность, и мещанскую тупость, и агрессию соседей или внутренних органов, и свою собственную лень и ограниченность.
М-да... Букаф много, ясной мысли нет. Буду ориентироваться только на заголовок: Самопросвещение: какое искусство выбрать?
С чего вы взяли, уважаемая Елена Ермолова, что человек выбирает искусство? В точности наоборот - это искусство, как божий дар, выбирает человека. И человек несёт этот крест, пока не надорвётся или же - всем на радость.
Выбирают увлечение, некую забаву. А самопросвещение - уже утиль. Саморазвитие - тоже. Только "ИНФА". Причем - по мере необходимости.
Статья комкастая и невкусная, как манная каша на воде.
0 Ответить
Илья Сысоев, согласна, что статья утратила цельность, когда важная часть ее оказалась цитатой-мистификацией и была удалена.
Об искусстве, которое выбирает. Люди разные, есть односторонне и есть всесторонне одаренные. Тарас Шевченко вообще-то был художником, но в историю вошел как поэт. Бездарь в том, что надо для выживания: 10 лет в солдатах - ни одним оружейным приемом так и не овладел. Если я говорю о людях многосторонней одаренности и о трудностях выбора жизненного пути для них, то искусство выбирают они, а история выбирает или не выбирает их из тех, кто оказался в этом искусстве.
Самопросвещение - утиль? Не буду спорить не потому, что согласна, а потому, что люди "инфы" имеют об этом особые понятия, спор лишен смысла.
0 Ответить