• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Максим Мищенко Грандмастер

Как развивалась конная почта?

Пешая почта, известная с древнейших времён, обладала серьёзным недостатком — малой скоростью доставки корреспонденции. Естественно, этот вопрос пытались решить.

П. П. Соколов, «Почтарь», 1860-е гг. Фото: общественное достояние

Учёные установили, что конная почта была очень хорошо развита в Древней Персии. Это легко объясняется — территория некогда огромной страны простиралась от Средиземного моря до Каспийского. И в этой большой стране требовалось регулярно обмениваться сообщениями.

Эдгар Дега, «Семирамида строит Вавилон», 1861 г.
Эдгар Дега, «Семирамида строит Вавилон», 1861 г.
Фото: общественное достояние

Древний историк Ксенофонт упоминал в своих сочинениях про систему почтовой связи, выстроенной царём Киром. Кир был недоволен сроками прохождения важных сообщений и решил оптимизировать процесс.

Этот правитель подсчитал, сколько среднестатистическая лошадь того времени пробегает до момента, пока ей не захочется есть. После этого Кир велел поделить основные дороги на соответствующие отрезки, как раз в соответствии со своими наблюдениями.

Таким образом в стране появилось несколько сот почтовых станций. Там по штату имелись лошади и конюхи, а также надзиратель. Кстати, надзирателю также полагалось давать кров путникам, если это требовалось.

По сообщениям, дошедшим до наших дней, расстояние в 2300 км гонцы царя Кира преодолевали за семь дней! Разумеется, лошади при этом менялись.

Следует заметить, что в те времена почта являлась прерогативой правителей (государства). И пользоваться её услугами другие граждане, пусть и состоятельные, не могли. Им полагалось передавать свои сообщения (посылки) через путешественников, мореходов либо торговцев.

Рисунок, изображающий древнекитайского почтового пешего гонца
Рисунок, изображающий древнекитайского почтового пешего гонца
Фото: общественное достояние

В Древнем Риме при императоре Августе появилась публичная почта. Гонцов, доставлявших её, называли вередариями. Римская система почтовой службы сильно напоминала персидскую и продержалась, собственно говоря, до падения Римской империи.

В Китайской империи (тоже огромной стране) конная почтовая служба эффективно действовала много лет.

Конная почта, разумеется, существовала и в России. Впрочем, её развитие в нашей стране происходило сложно.

Российская империя непрерывно росла в размерах, а значит, население также увеличивалось. Но количество приемлемых дорог для относительно стабильного передвижения по стране не поспевало за общим приростом страны. Вот и получалось, что почтовые отправления и посылки из одного города в другой (пусть даже и соседний) зачастую шли кружным путём. Терялось драгоценное время.

Тогда правительство решило упорядочить этот процесс.

В 1843 году «Комитет для составления общего плана хода почт» решил ввести регулярные верховые почтовые передвижения по просёлочным дорогам. Для этого были наняты гонцы, которым наказали возить любую корреспонденцию (как казённую, так и частную) по кратчайшему пути и к определённому времени.

За одну пройденную версту такому гонцу выплачивали 4 копейки серебром. А чтобы гонец поменьше жульничал, ему выдавали два листика (ярлыка) разного цвета. Белый цвет означал направление «туда», другой цвет — направление «обратно».

М. В. Нестеров, «Гонец», 1936 г.
М. В. Нестеров, «Гонец», 1936 г.
Фото: общественное достояние

Гонец, отдавший почту на станции другому гонцу (ямщику), должен был забрать у того соответствующий листик. Если кто-то опаздывал, от его листика отрезали часть. Это влияло на оплату — её попросту снижали.

Историки отмечают, что принятые в России меры существенно повысили эффективность работы почтового ведомства.

Интересно, что в США проблему с доставкой почты решили несколько позже, чем в России. Впрочем, тут речь идёт не о всей Северной Америке. Часть этой страны уже была охвачена сетью почтовых курьеров.

В Америке остро стояла проблема доставки отправлений с западного побережья на восточное, ведь путь там пролегал и по пустыням, и по горам. Да ещё и грабители встречались по пути. А железной дороги в тех краях не было.

В итоге появилась компания «Пони-экспресс», которая обязалась установить регулярное сообщение запада Америки с востоком, связав в единое целое аж 119 почтовых станций. Почтальоны в «Пони-экспресс» набирались молодые и крепкие, плату им установили 100 долларов в месяц, но бывало и более.

Известно, что некоторые отважные и выносливые работники упомянутой курьерской службы проезжали расстояние около 3000 км за восемь дней! Это являлось хорошим результатом, и желающих воспользоваться услугами «Пони-экспресс» находилось немало. Это при том, что за доставку одного письма они брали 5 долларов!

Кстати, курьер описываемой службы обычно перевозил по 4 мешка писем, общий вес которых приближался к 30 килограммам.

Но… приближался ХХ век, и почтовые технологии серьёзно поменялись…

Статья опубликована в выпуске 28.09.2019
Обновлено 8.10.2024

Комментарии (3):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: