У нас это произошло в несколько этапов. Чтобы нагрузка не была чрезмерной в течение первого учебного месяца или даже первого полугодия, мы начали переходить на новый уровень развития заранее. А именно летом, примерно с начала июля месяца.
Это выражалось несколькими способами.
1. Укрепление здоровья: мы всей семьей бегали по утрам вокруг дома, с каждым днем увеличивая по кругу. После пробежки делали зарядку во дворе дома, ежедневно прибавляя количество упражнений.
2. Постепенный переход на новый режим: с каждой неделей мы пытались вставать на час раньше. По плану было научиться просыпаться в 6 часов. Однако к концу августа мы могли вставать в 7.30, 7.40.
3. Введение новой обязанности: мытье посуды по графику дежурств, висящему на кухне на холодильнике, но без принуждения. Заодно повторяли цифры-числа. Конечно, маме часто приходилось доделывать или переделывать, но начало был положено, и сейчас даже семилетний сын умеет пользоваться средством, губкой и хорошо моет посуду.
Благодаря этому я узнала своих детей получше, у нас разнообразились способы общения и мы вернули ту близость, которая была потеряна в период посещения детского сада.
4. С началом учебы в сентябре мы все свои силы бросили на освоение подъемов в 6.00 (чтобы спокойно проснуться, пробежать вокруг дома, позавтракать и одеться) и укладывание в постель в 21.00 (чтобы высыпаться). К нам добровольно вернулся дневной сон на сентябрь-октябрь. После сна — ненавязчивое выполнение легких домашних заданий, затем игры и небольшая помощь по дому (помыть посуду). В основном домашняя деятельность без слов пока вернулась ко мне. Однако иногда была возможность научить, например, сына утюжить самому себе рубашки.
5. Следующим этапом было развитие навыков самообслуживания: сын приучался складывать носки сначала в одно место в шкафу, потом смастерили коробочку для них. Но коробочка от ежедневных переодеваний быстро пришла в негодность. Потом взяли две литровых пластиковых бутылки из-под минералки, отрезали верхнюю часть, которая в перевернутом виде стала крышкой: получились две удобных емкости для хранения чистых и грязных носков.
6. Когда разобрались с этим, начали приучаться к ручной стирке своего белья. Для этого дочери и сыну организовали по пакету, куда они могли складывать вещи для стирки, а в конце недели стирать их в тазике с 10-минутным замачиванием в порошке, полосканием и выжиманием. Заодно поговорили о периодах взросления у детей и необходимых гигиенических навыках. Вся информация была жадно выслушана, были заданы интересующие детей вопросы. Поэтому разговор пришелся ко времени и стал важным этапом в подготовке к подростковому возрасту.
К концу ноября сын еще стал сам, по своей инициативе, стирать в тазике свои носки вышеописанным способом.
Также для самостоятельного отслеживания детьми чистоты своих рубашек и блузок были организованы еще два пакета для грязных вещей, которые в конце недели сдаются маме на стирку. Следующим этапом будет самостоятельная загрузка и стирка в машине или вручную, в зависимости от вещи.
7. Чтобы укрепить самостоятельность, независимость, избежать напоминаний, понуканий, ругани, давления
Потом стали появляться и другие дела по инициативе детей, но с маминого посыла о наличии проблемы:
1. Мыть посуду. Сначала решали на выбор, кто в какое время: мама — утром, брат — после обеда, сестра — после ужина. Потом закрепились добровольно обязанности, но путем предварительного обсуждения: мама следит за чистотой пола, сестра отвечает за чистоту стола, печки, раковины в течение дня, брат моет посуду.
2. Играть с младшим братом, пока мама работает или отдыхает. Это поначалу планировала только дочь. Но потом присоединился и сын. И они чередовались в этом деле.
Постепенно по мере появления проблем с помощью дневника мы планировали и предвосхищали их возникновение: после школы первым делом нужно поставить обувь в шкаф (рисуем обувь в шкафу), куртку повесить на крючок (рисуем висящую куртку), снять и повесить на плечики форму. При этом показать нужно было всего один раз. Дальше дети перехватывают инициативу.
Так в течение полугода мы потихоньку, без сильных потерь перешли на новые виды деятельности: учебную и хозяйственную. Желаем и вам успехов!
в 7 лет это уже возраст когда либо приобщился, либо нет.
Бедный ребенок только в 7 резко начинает нагружаться зарядкой и вставанием в 6, а до того, что ему мешало? как он должен понять причину,жили-жили и вот на тебе!
Приучать мыть губкой посуду....хм, пятилетняя дочь складывает в посудомойку,думаю, достаточно. А вот какая близость от мытья посуды по графику мне вообще не понять.
Утюжить рубашки! я во восторге, если автору этому удалось обучить 7 летнего мальчишку! Я точно знаю, по не самым тривиальным обстоятельствам жизни, что далеко не всякая женщина умеет утюжить рубашки. Доказательствам служат вороты и рукава на рубашках мужчин.
А зачем грязные носки хранить в емкости в шкафу, а не в ванной в бельевой корзине?
Может быть и стоит учить стирать в ручную. очень может быть. ВОт это, пожалуй, действительно лет с 7-ми не раньше.
Дальше вообще не понятно, зачем каждый раз рисовать, когда можно было сделать картинки и накладывать на лист, на котором помечать галочками что сделал и кто, а что нет. Способ древний, со времен Макаренко.
Оценка статьи: 3
0 Ответить
Спасибо за идею! имеет смысл написать методику.
0 Ответить
И у меня сложилось впечатление, что излагается методика.Как-то никогда не задумывалась,что нужно "приобщать" к домашнему труду. Все происходит естественно.
Оценка статьи: 4
1 Ответить
«Приобщение» к домашнему труду и поддержанию порядка начинается с рождения, а не с «поступления в первый класс».
И не по каким то «этапам» или «переходам на новый уровень», а в результате совместной деятельности: «мама – ребенок» до 3 лет; детских игр с 3 до 7 лет и учебы с 7 лет.
1 Ответить
Все хорошо, все замечательно... но! Как-то все "заметодичено". Такое ощущение, что проводите семинар в институте усовершенствования учителей.
Оценка статьи: 5
1 Ответить