Эти слова были написаны известным педагогом более семидесяти лет назад, но они актуально звучат и сегодня, когда лавинная сексуальная раскрепощённость, калеча юные жизни, дала толчок невиданному всплеску преступлений на почве любовных взаимоотношений и совращения детей.
Век фантастического научно-технического прогресса человеческой цивилизации столкнулся с возрождённым примитивным мышлением работорговца и чудовищным неуважением чужой жизни. И приходится юношам и девушкам рано или поздно расплачиваться собственной жизнью за ошибки: за своё легкомыслие в любовных отношениях, за неудачный выбор партнёра, за поспешность в близости, за предательство в любви, за нетерпимость, за жестокость.
Антон Семёнович в своей практике добивался торможением задерживать любовные истории подростков и юношей, и этому он учил других педагогов: «Мы обязаны воспитывать будущих отцов, будущих матерей… У педагогов есть всё, чтобы преподать юношеству хорошие советы…».
Однако преподать хорошие советы так, чтобы они были восприняты и им следовали подростки, не просто. В подростковом и юношеском возрасте закономерен острый интерес к половому натурализму. Одни дети увлекаются чтением Декамерона, романов Мопассана, другие — просмотром эротических фильмов, телевизионных передач, и запреты родителей, как правило, не помогают, но затормозить этот обострённый интерес можно отвлечением, анализом примеров искалеченных судеб, переключением на другие жизненные проблемы, касающиеся подростка или юноши. И это можно делать ненавязчиво, тактично при каждом удобном случае, не надеясь, что «время придёт — сами узнают и во всём разберутся».
Родителям полагается знать, в каких компаниях находится сын или дочь подросткового возраста — ведь физическая близость может происходить не в результате любовной индивидуальной страсти, а как норма поведения в них юношей и девушек.
Как же учить поведению в любви? Помочь в этом сложном процессе может детальный родительский анализ: слов, поступков подростков, умения строить отношения с детьми противоположного пола, умения разбираться в особенностях психологии юношей и девушек. Родители могут неустанно совершенствовать свои познания, изучая специальную литературу и жизненный опыт, чтобы быть готовыми объяснить своим детям: «Что такое любовь и какой она бывает?».
Любовью называют сильное интимное чувство, связанное с другой личностью. Есть, конечно, и определение в энциклопедии: «Любовь — это глубокое интимное чувство, устремлённость на другую личность, общность, идею. В древней мифологии это чувство наделялось космической силой, подобной силе тяготения. Афинский философ Платон (настоящее имя Аристокл), ученик древнегреческого философа Сократа, в своих диалогах о любви и дружбе наделял любовь побудительной силой духовного восхождения.
Сам Сократ оставил человечеству своё понятие любви: «Любовь — это желание блага и счастья, стремление к бессмертию». Люди смертны, и им отпущена способность к творческой деятельности, проявляющейся у большинства в продолжении рода, в воспроизведении себя в потомстве: «Зачатие и рождение есть проявление бессмертного начала в существе смертном». В отличие от любви телесной другая разновидность творческой любви — любовь духовная, свободная от чувственного влечения".
Взаимоотношениям между людьми и проблемам воспитания уделялось много внимания в древнем Китае. Там существовало несколько школ, в которых преобладала философия нравственности и житейской мудрости, где утверждались человеколюбие, чувство уважения, стремление к добру, к состраданию, к справедливости. Древние философы призывали следовать правилу: тело невозможно спасти — оно смертно, спасать нужно душу. Школу житейской мудрости могут организовать в своей семье и требовательные к себе, чуткие родители, контролирующие не только поступки своих детей, но и собственное поведение.
Плохо, если в любовных взаимоотношениях детей и их родителей ощущаются дефицит деликатности, дефицит понимания друг друга, терпимости, человеколюбия. С темой любви подростки знакомятся открыто в литературе, телепередачах, из опыта людей, из своих наблюдений, но в половом воспитании для подростка главное место занимает пример: уважение родителей друг к другу, проявления нежности и любви настраивают детей, как правило, на серьёзные отношения между мужчиной и женщиной. Очень важным является воспитание у ребёнка чувства любви. Если он не научится любить и уважать своих родителей, братьев, сестёр, то трудно рассчитывать в будущем на его глубокие чувства.
Наблюдайте за своими детьми, дорогие родители, интересуйтесь их друзьями, отношениями с ними, учите их думать «…хотя бы чуть-чуть» и анализировать своё поведение. Учите любви, этому важному чувству и учитесь сами, будьте чуткими и внимательными к своим близким, не поступайте с ними так, как не хотели бы, чтобы поступили с Вами.
И как это добивался Антон Семёнович торможением задерживать? А другие "педагоги" и совета правильного дать не могут, сплошные догмы...
0 Ответить
Антон Семёнович в своей практике добивался торможением задерживать любовные истории подростков и юношей,
Вот с этого момента поподробнее.
Простите великодушно, но каждый раз когда я натыкаюсь на ваши статьи, можно даже на фамилию автора не смотреть .-По "военно-патриотической выправке" вашего стиля сразу узнаю вашу руку.
Так и хочется встать по стойке смирно и срочно закрыть текст.
Оценка статьи: 1
0 Ответить
Статья хорошая, нужная. Мне кажется, что лучше бы было при перечислении "...чтением Мопассана, Декамерона..." использовать только названия произведений или имена авторов, например: "...чтением Мопассана, Бокаччо..."
С уважением М. Кондратьев.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо, поправила.
0 Ответить
Учить, в общем-то, всему надо. Где - словами (что нередко, особенно в случае с подростками, особого эффекта не дает ), где - примером. ОК, Татьяна.
Конечно, надо еще учитывать, с каким особенным контингентом имел дело Макаренко. И как его пед. опыт оказывается актуален в нынешней реальности...
Оценка статьи: 5
0 Ответить