Юлия Баяндина Грандмастер

Энциклопедия Монтессори. Как вырастить счастливого, умного и уверенного в себе ребёнка?

Все, у кого есть дети, точно слышали о Монтессори и о том, что дети, которые воспитываются и обучаются по этой системе, во многом опережают своих сверстников. Но главное — растут счастливыми. Сегодня в мире открыто около 8000 школ имени Монтессори и еще 13 000 школ, которые работают по методам Монтессори.

Фото: pixabay.com

Методика невероятно популярна во всём мире. И именно на ней выросли самые успешные люди. Например, Стив Джобс, Джордж Клуни, писатель Габриэль Гарсия Маркес, основатель Amazon Джеффри Безос и создатель Википедии Джимми Уэйлс, и многие другие.

Мудрый друг родителей

Теперь и у вас есть возможность воспитания ребенка по системе Монтессори. Книга «Энциклопедия Монтессори» поможет. Она подскажет, как разобраться со всеми родительскими вопросами. Вы поймёте это, как только увидите оглавление.

Главный плюс — фундаментальность книги. Она написана президентом Фонда Монтессори Тимом Селдином. Он сам был учеником школы Монтессори, затем педагогом и директором, и его дети воспитывались по этой системе. К тому же за его плечами — 40 лет опыта преподавания по заветам Марии Монтессори.

Он знает, как договариваться с детьми любого возраста, налаживать с ними диалог и решать все проблемы без ссор, наказания и крика. А главное — как воспитать самостоятельного и уверенного в себе ребёнка.

По заветам Монтессори

Сегодня сложно найти родителя, который никогда не слышал о Марии Монтессори.

Мария Монтессори
Мария Монтессори
Фото: ru.wikipedia.org

Её подход к детям был прост. Она верила, что должна:

  • уважать каждого ребёнка как личность;
  • обеспечивать ребёнку максимально возможную свободу передвижений;
  • помогать ребёнку становиться самостоятельным и без труда познавать мир.

И главное — «разжигать внутренний огонь познания в детях». Мария Монтессори и все педагоги её школ уверены, что детей нужно учить так, чтобы им было интересно и чтобы у них появился блеск в глазах, вызванный искренней радостью от познания мира.

Все эти важные принципы отражены в книге.

Что ещё в книге?

Внутри — копилка практических советов: как ухаживать за ребёнком с рождения до поступления в первый класс, как предотвращать детские истерики и учить дружбе, как прививать личную гигиену и рассказывать о других культурах. А ещё — развитие речи и сенсорного восприятия, математических навыков, навыка письма, чтения и музыкального слуха. Для каждой темы даются примеры и идеи игровых занятий.

Все ключевые идеи методики Монтессори описаны кратко и понятно.

  • Много красивых иллюстраций, в том числе картинок-инструкций, по которым можно понять те или иные моменты, даже не читая книги.
  • Простые ёмкие тексты, никакой воды и лишних отступлений.
  • Море экспериментов и мастер-классов, которые помогут развить самые разные способности ребёнка.

А теперь — пара полезных отрывков из книги.

Энциклопедия Монтессори. Как вырастить счастливого, умного и уверенного в себе ребёнка?
Фото: mann-ivanov-ferber.ru

Как приучить малыша к домашним делам

Как считала Мария Монтессори: «Малыши хотят быть частью мира взрослых. Работа доставляет им такое же удовольствие, как и игра, если им позволяют ею заниматься».

Помогите малышу, просто предложив ему подходящие условия.

Сервировка стола. Купите набор детских столовых приборов. Обведите каждый из них, чтобы показать ребёнку, куда ставить тарелку и чашку.

Фотографии-этикетки. Наклейте на корзины для хранения игрушек фотографии, которые помогут ребёнку возвращать всё на свои места. Также фотографии можно наклеить на полку, и тогда они будут показывать, как она должна выглядеть, когда все игрушки расставлены по местам.

Место для игр. Дайте ребёнку небольшой коврик, чтобы обозначить его рабочую/игровую зону. Игрушки и пазлы расползаются по всей комнате, если не помочь ребёнку ограничить их определённым пространством. Небольшой коврик станет замечательным «ограничителем» на полу.

Как быстро надеть куртку. Самое сложное для малыша — надевать верхнюю одежду. Временами даже взрослому непросто нащупать рукав. В монтессори-садах зимой, когда большой группе малышей нужно одновременно надеть куртки, чтобы выйти на улицу, учат простой технике, позволяющей справляться с этой задачей с минимальным вмешательством взрослых.

Необычный эксперимент. Живой носок

В тёплое время года во время прогулок по лесу на одежду часто цепляются репей и семена других похожих растений. Предложите ребёнку надеть пару длинных гольфов поверх штанов и прогуляться там, где можно встретить такие растения.

По возвращении домой положите гольфы в тазик и поставьте его на солнце. Намочите гольфы и оставьте один конец в воде, чтобы он впитывал воду. Через неделю-другую семена начнут прорастать и у ребёнка появится «живой носок»!

Не каждый учитель становится родителем, но каждый родитель должен быть учителем. Это завет Марии Монтессори — одного из лучших педагогов XX века. Научитесь расширять возможности ребёнка, чтобы помочь ему полностью раскрыть свой потенциал.

По материалам книги «Энциклопедия Монтессори» Тима Селдина.

Что еще почитать по теме?

Кто определил педагогические мышление ХХ века? Мария Монтессори
Правда ли, что методика Монтессори не развивает творческие способности?
Раннее развитие детей. Чем может быть полезна методика Масару Ибуки?

Обновлено 25.10.2017
Статья размещена на сайте 20.02.2016

Комментарии (5):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • А вот что писала о Монтессори Надежда Константиновна Крупская (напомню, не только жена Ленина, но и человек, создавший за короткий период разветвленную сеть детских садов в СССР): "Я видела детские сады в Швейцарии и Франции. Там учили только слушаться и работать в одиночку. Важно, чтобы работа детского сада была так организована, чтобы детям сначала в кругу небольших групп, а потом и в более широких группах постоянно приходилось разрешать общие трудовые и организационные [задачи]. Построй домик, сделай садик, но не в одиночку, а вдвоем, втроем, вчетвером. Играй не в одиночку, а вместе. Учись не в одиночку, а вместе.
    Система Монтессори тем и нехороша, что она разъединяет, а не объединяет ребят".

    • Елена Крылова, кто-кто, но не Надежда Константиновна Крупская имеет право что-либо говорить о воспитание детей. К созданию системы детских садов она имеет косвенное отношение, лишь только потому, что, как все приспешники революционной идеологии, считала необходимым освободить рабоче-крестьянскую женщину от домашней кабалы (моя мама - пережившая те времена, смеясь приговаривала:"раскОбылить женщин")и "дать ей возможность пахать на общее благо", а в садиках "воспитывать строителя коммунизма".

      Оценка статьи: 3

  • Даёт хорошие советы. Но у нас они не приживутся, поскольку менталитет слишком стандартизирован: раздельное воспитание по полу, навязывание родителями, воспитателями садов детям мальчишеских и девчачьих игр. Нет свободы.
    У нас когда взрослый видит, что, к примеру, девочка играет с машинками, конструирует, одёргивает её и напоминает, что девочка должна играть в спокойные игры с куклой. Взрослый не понимает, что девочка развивает аналитическое мышление, в будущем она может стать отличным инженером.
    То же с мальчиками. Читала одну даму, она жаловалась, что сын, когда к его сестре приходят подружки, играет с ними в куклы. Дама волновалась, что он может стать гомосексуалистом, не зная, что ориентацию сформировать нельзя, это нечто врождённое, и её не изменить.

    Оценка статьи: 5

    • Екатерина Иванова, где это - про девочек не играющих в машинки, мальчиков не играющих куклами, Вы видели? Если это в каком - либо садике, то прочь из него, детям там делать нечего. Правда, как и в садике (центре развития), где кроме Монтессори, ничего другого не знают. Хотя к Монтессори отношусь с большущим уважением.

      Оценка статьи: 3

  • Вячеслав Озеров Вячеслав Озеров Профессионал 22 февраля 2016 в 03:10 отредактирован 22 февраля 2016 в 03:11

    Уважаемый автор, Монтесори ни когда не ставила задачи, чтобы дети, которые пользовали её методику, "во многом опережали своих сверстников". Методика Монтесори позволяет детям в период освоения "предметной деятельности" (3-6 лет) заниматься этим - освоением, разнообразно и целенаправленно, а специалистам иметь возможность (при необходимости) корректировать этот процесс. Никакого ускоряющего развития в этой методике нет, и не было.
    Вообще, ускоренного развития человеческим детям не нужно - оно идет согласно программе развития мозга и организма, заложенной природой.

    Оценка статьи: 3