Перейти к предыдущей части статьи.
На мой взгляд, оптимально держать часть личной библиотеки на бумажных носителях, а часть на электронных. Этот вариант и удобен, и рационален, и оставляет место доле здоровой сентиментальности.
- А тем, кто хранит каждую бумажку, рассчитывая «почитать при свечах, когда отключат электричество и кончится интернет» — предлагаю оценить: какова вероятность, что это произойдёт (и что в наступившем апокалипсисе вы действительно сядете читать), и стоит ли ради нафантазированного будущего жертвовать ценным пространством своего реального настоящего.
Итак, в первую очередь выбираем книги, которые у нас останутся в бумажном формате.
Что оставляем?
Книги, которыми удобнее пользоваться «по старинке». Издания со схемами и таблицами, картами и наглядными рисунками. Для многих в эту категорию попадает и справочная литература — энциклопедии, словари
Альбомы репродукций или фотографий. Вообще книги с хорошими иллюстрациями, которые хочется разглядывать и любоваться.
Поэзию — потому что читать стихи несравнимо приятнее с бумаги, чем с экрана.
Детские книжки, которые хочется оставить себе на память — не огромную охапку, но лишь несколько штук. Или все, если планируем их кому-то со временем передать.
Прочее — на своё усмотрение: то, что дорого как память, активно используется, греет душу и приятно держать в руках.
От чего избавляемся?
Книги, которыми не пользуемся. Всё, что давно не перечитывалось или так и не пригодилось. Что не вызывает ни эмоций, ни желания раскрыть обложку.
Книги, вызывающие негативные чувства, воспоминания, ассоциации. Возможно, они связаны с неприятными людьми или напоминают о периоде жизни, который хочется забыть.
Книги, которые неудобно читать. Например, однажды можно обнаружить, что читавшееся без проблем в 20 лет стало «мало» глазам после 40: текст так тесно набран мелким шрифтом, что ломать об него глаза уже точно не захочется, проще завести хорошую читалку и настроить размер букв.
А также всё, что не вошло в список упорядочивания «оставляем».
Куда отдаём?
Честно говоря, я допускаю мысль, что некоторые книжки не грех отнести на ближайшую помойку. Однако этот вариант мной всерьёз не рассматривался — как из-за личных культурных предрассудков, так и потому, что достойных помойки экземпляров у меня не нашлось. Поэтому всю свою литературу я постаралась пристроить туда, где у неё появится шанс быть полезной.
Пробуем продать
1. Букинистам
Букинистические магазины — первое, что приходит на ум. Тем не менее их полки уже и так заставлены старыми советскими книжками, которые в своё время встречались в каждой культурной семье. Прежде чем тащить в магазин тяжёлые сумки, стоит уточнить, какую литературу там готовы принять. И услышать, что их интересуют в основном старинные, желательно дореволюционные, издания.
С букинистическими магазинами у меня как-то не сложилось. Зато несколько собраний сочинений 50−60-х годов удалось продать букинисту, найденному по частному объявлению. Удовольствие носить тяжёлые сумки досталось ему.
2. Дать объявление
Обычное объявление на площадке типа Авито. Здесь надо не полениться и сделать более-менее приличные фотографии каждого предлагаемого экземпляра — показать общий вид и степень сохранности. Пара строк описания тоже не помешает.
Покупателей на книги, сразу скажу, немного. Чаще всего желающие были почему-то иногородние. Однажды мне довелось в один день отправлять Томаса Манна в далёкий аул Краснодарского края, а назавтра слать книги по судостроению на китайскую границу, за Байкал. Не забывайте добавлять к стоимости книги расходы на почтовые услуги и брать полную предоплату (мои покупатели на предоплату соглашались без проблем).
Вообще продавать литературу поштучно — довольно муторно и долго, этим стоит заниматься только в не срочных случаях. Хотя элемент удачи тоже никто не отменял. Так у моего друга купили по объявлению целую библиотеку по философии, когда он уезжал в другой город с одним чемоданом навсегда.
Предлагаем бесплатно
1. В библиотеки
Библиотеки — тоже первая идея, приходящая в голову в этом случае. Ну, а куда же ещё! Хотя, судя по отзывам в Интернете, это не всегда срабатывает: очередная охапка невостребованной макулатуры энтузиазма не вызывает даже у библиотекарей. Но у меня проблем не возникло. Основную массу книг, которые решила пристроить бесплатно, я отдала в городскую библиотеку — приняли охотно и с благодарностью.
2. Буккроссинг
Это специально устроенные полочки для книг в общественных местах, где можно взять что-нибудь почитать или оставить своё. Такое встречается например в кафе, книжных магазинах, на вокзалах и даже просто на улице. Мне нравится этот вариант тем, что здесь не нужно ни с кем договариваться, объясняться и вообще контактировать. Пришёл, положил, ушёл. Буккроссинг подходит для небольшого количества книг.
3. Подбрасывать в общественных местах
Некоторым нравится оставлять книжку-другую на остановке, на скамеечке в парке, где-нибудь в людном месте. Идея симпатичная, но я на неё не решаюсь — буду переживать, что книжка проваляется невостребованной до ближайшего дождя.
А вообще есть даже целое движение — «отпускать» книгу, которая тебе понравилась, чтобы её мог найти и прочитать случайный прохожий и так же передать дальше. По-моему, это куда человечнее и красивее, чем вцепляться мёртвой хваткой в каждую стопку бумаги, одетую в переплёт, и, никогда больше не открывая, похоронить её на своих полках.
Что еще почитать по теме?
Куда отнести старые книги?
Кто такие буктьюберы?
Что такое «буккроссинг» и зачем он нужен? О второй жизни для книг
А ещё говорят, что самое вкусное мясо получается, если его готовить на книгах.
Поджигают книгу, и на ней зажаривают бифштекс. Книг стало слишком много – так считают некоторые писатели, которых никто не читает. Они даже думают, что «Старик и море» Хэма больше подходит для приготовления стейка из тунца, а чеховская «Степь» придаёт особый аромат полыни зажаренному барашку; главное тут не просто жечь книгу, но эффектно листать горящие страницы, словно читаешь их…
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Андрей Гусев, отличная идея. А если проявить фантазию и добавить креатива , то двухтомник Бунина отлично подойдет для приготовления романтического ужина для двоих. "Война и мир" для горячего к визиту свекрови. А "Воскресенье" - для воскресного обеда.
Кто сказал, что рукописи не горят? Горят бумажные носители, как миленькие. Не горят лишь интернетные нетленки.)
0 Ответить
Татьяна Пучкова, а если электричества не будет? Тогда ведь в интернете ничего не удастся прочитать. Вот в Кении, например, отключают электричество?
Сама же идея готовить на книгах – это из романа Владимира Сорокина «Манарага».
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Андрей Гусев, электричество отключают не только в Кении. Мы, простые граждане, по надежности электроснабжения отнесены к 3 категории потребителей. И 24 часа вполне можем перетоптаться без горячей еды и гаджетов. А вот если совсем электричества не будет, то о нетленках интернета будут грустить недолго. Если вообще будут. )
0 Ответить
Андрей Гусев, точно. Жаль только, что нельзя готовить на произведениях многочисленных графоманов, публикуемых на сайтах типа narod.ru. Хотя, может и к лучшему — отравиться ведь можно.
0 Ответить
Наталья, чем Вам не нравится narod.ru?! На Стихах.ру графоманов намного больше.
А вообще, графоманы, на мой взгляд, милые люди: никого не убили, не ограбили, не предали…
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Есть еще вариант: пункт приема макулатуры. Тамошние граждане уже сами всё рассортируют и пристроят по назначению.
"читать стихи несравнимо приятнее с бумаги, чем с экрана" - остаточный предрассудок. Я сам когда-то бурно восклицал: стихи должны быть писаны рукою! Это когда еще и компов-то не было. А потом я научился слепому печатанию на пишущей машинке и мой дурацкий максимализм той же рукой и снесло.
Я уж неоднократно говорил, что вся эта суета вокруг бумажных книг (шелест, запах и прочее), подобна средневековой яростной борьбе против книги печатной в защиту книги рукописной. И причины-то сходные!!!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Валерий Сатокин, ну, полностью отказаться от бумаги тоже ведь будет максимализмом.
Я считаю, необязательно выводить под корень все свои предрассудки. Какие-то из них можно сознательно оставить, если особо не мешают. Нравится шелест — зачем его себе запрещать, пусть будет чем шелестеть в разумных пределах.
0 Ответить