Сергей Курий Грандмастер

Каким был идеал женской красоты в 1910-е годы?

В это бурное десятилетие женская мода менялась особенно стремительно. В 1908 г. большой фурор вызвали парижские гастроли балета Дягилева — так называемые «Русские сезоны». Костюмы, созданные по эскизам Бакста, ошеломили публику своей красочностью и экзотичностью. Арабские шаровары, тюрбаны, греческие хитоны, рукава кимоно, сандалии, яркий насыщенный цвет открыли для Европы очарование античности и Востока. В моду входят богатая вышивка и прозрачно-дымчатые муслины. Женщины становятся похожи на одалисок из гарема.

Начинается активный процесс «освобождения» женского тела от тисков корсета. Немалую роль в этом сыграла и знаменитая Айседора Дункан, которая уже в 1903 г. танцевала в прозрачной рубашке античного покроя, «украшенной» одной только шалью. К 1910 г. костюмы начинают приобретать строгие линии и свободные формы. Модельер Мариано Фортуни вводит в обиход мелко-плиссированные платья-«дельфос», отсылающие нас в эпоху Древней Греции. Они свободно струились с плеч до пола. Модны были также короткие туники с завышенной талией, надевающиеся поверх юбок. Пышность форм сменили мягкие удлинняющие линии. Декор стал более сдержанным.

Сценический эскиз Бакста — буйство экзотики и красок.
Айседора Дункан.
Туники и хитоны. Другой «диктатор» моды Поль Пуаре предложил сразу несколько силуэтов. Он также отказался от жесткого корсета, иногда заменяя его «щадящим» корсетом из мягкой резины. Были в его коллекциях и совершенно прямые платья вообще без акцентированной талии. Но тот же Пуаре был одним из популяризаторов крайне неудобной «узкой» моды, расцвет которой пришелся на 1914 г. Для нее были характерны прямые и тесные юбки, прозванные «хромающими», в которых модницы могли передвигаться лишь мелкими шажками. Сами юбки значительно укоротились и открыли ступню и щиколотку. Как следствие, в моду входят эффектные ботинки на шнуровке. Шляпки стали маленькими.

Дамские костюмы 1912 г. А затем грянула Первая мировая война. Практически все Дома мод были закрыты, женская одежда освободилась от диктата кутюрье. Женщины заменили ушедших мужчин на производстве, впервые надев униформу. Одежда становится функциональной, избавиляется от излишеств, прежде всего в ней ценится удобство. В моду входит «обвислость». Женщины как бы «вешали» на себя платья в виде широких просторных рубах. Женская фигура полностью терялась среди мягких тканей, создающих расплывчатые формы. Очень популярны во время войны и костюмы с жакетами и широкими юбками.

Не обошлось и без «рецидивов» — какое-то время носили так называемые, «военные кринолины» (правда, в отличие от старых кринолинов, широкие объемные подолы были довольно высоко подняты). В 1917 в моду входят веретенообразные юбки, округленные в бедрах и сужающиеся книзу.

Идеалом красоты в России 1915-16 гг. была актриса немого кино Вера Холодная. Но так или иначе, время относительной женской «самостоятельности» не прошло даром. После войны жесткий корсет навсегда уйдет из моды, а облик женщины кардинально и неузнаваемо изменится.

Обновлено 8.04.2008
Статья размещена на сайте 20.02.2008

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: