• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Григорий Шарапа Мастер

Кем были пираты Золотого века пиратства? Современная мифология и реальная история

Истинное благословение для человека иметь руку, определяющую его судьбу.
Пират Эдвард Тич, он же Черная Борода

Поговорим о пиратах и тех мифах, которые возникли вокруг них за столетия. Мы разберем это явление как значимый социальный, экономический и исторический факт. Взглянув на отдаленную историю без искажений, можно лучше понять современный мир и наше ближайшее будущее.

Фото: thommas68, pixabay.com

В этой статье я попытался разобраться в сути явления. К моему удивлению, пиратство оказало значительное влияние на развитие цивилизации. Конкретно мы поговорим о Золотом веке пиратства (1690−1725), не затрагивая современных «корсаров» и другие исторические примеры.

Мифы о классических пиратах возникли практически одновременно с их появлением и в будущем стали отличным материалом для литературы и кино. Но популярная культура не в первый раз искажает историю.

Миф 1: «Бессмысленная жестокость и насилие»

Главная ошибка, с моей точки зрения, это соотносить прошлое с нашей действительностью.

Достаточно сказать, что в те времена «стандартной» мерой дознания были пытки, а на публичные казни люди ходили как на бесплатное городское развлечение. Торговля рабами и эксплуатация детского труда были обычным экономическим явлением.

На фоне всего этого пиратство мало чем выделялось. Фактически это были люди своего времени во всех смыслах. Просто они выбрали относительно необычный род занятий.

Говард Пайл, «Пират»
Говард Пайл, «Пират»
Фото: artchive.ru

Все возможные байки про те ужасы, которые творили пираты, часто распускали они сами. Это отлично работало на имидж пиратов. Люди их боялись, что помогало минимизировать применение оружия.

Пираты использовали «Веселый Роджер» для увеличения прибыли за счет грабежа. Такой расчет заставлял их избегать излишнего кровопролития. Обозначая идентичность пиратов, «Веселый Роджер» предотвращал кровавые стычки, жертвами которых могли стать не только сами пираты, но и невинные купцы. (Питер Лисон, «Невидимый крюк: секреты экономики пиратов»)

Все это нас подводит ко второму мифу, или почему им не было выгодно насилие.

Миф 2: «Пираты постоянно воевали (стреляли из пушек и другого оружия, дрались на саблях)»

Картина Дона Маитза
Картина Дона Маитза
Фото: Источник

Вот тут я был сам несколько озадачен, когда осознал две вещи.

1. Пираты просто не могли себе позволить повреждение судна. Зайти на длительную стоянку для них было рискованно (морских разбойников, знаете ли, тогда вешали быстро). Если их корабль терял маневренность, то сбежать на нем от преследователей тоже было затруднительно. Не говоря уже о том, чтобы наводить на кого-то страх.

2. Капитан корабля старался всеми силами беречь свой личный состав. Без «социального страхования» (вот, кстати, пример прогрессивного мышления) в виде выплат за повреждения ни один поход не состоялся бы.

Да, эти люди были лишены предрассудков, но деньги все-таки считали. Их «деловое предприятие» изначально было уже достаточно рискованным, чтобы делать глупости.

Миф 3: «Они занимались незаконным и аморальным делом, присваивая себе чужое имущество»

Кем были пираты Золотого века пиратства? Современная мифология и реальная история
Фото: Depositphotos

Величайшие преступления в мире совершаются не теми, кто нарушает правила, а теми, кто им следует. (Бэнкси)

А вот теперь самое интересное. Казалось бы, что пираты зарабатывали на страхе (а иногда, безусловно, применяли и насилие). То есть проявляли себя, как «плохие парни». На самом деле, не всегда. Иногда их действия были абсолютно законными.

В золотой век пиратства, в зависимости от состояния международных отношений, капитаны некоторых кораблей получали каперское свидетельство (официальная лицензия, дающая право на вооруженный захват кораблей стран-противников с применением силы и убийства, при этом часть добычи уходила монарху). Такая пиратская, по сути, деятельность официально называлась каперством. Однако если войны на какое-то время утихали и капитан не получал такого свидетельства, то за такие же действия его называли пиратом. Две стороны одной медали. (Сэм Коннифф Альенде, «Быть пиратом»)

Напомним, что недоброжелатели не случайно придумали «второе имя» для английской королевы Елизаветы — «королева пиратов». Напомним и о сэре Фрэнсисе Дрейке, национальном герое Британской империи и самом знаменитом пирате своего времени (в других странах).

Елизавета I
Елизавета I
Фото: ru.wikipedia.org

Получается, когда власть имущим выгодно, ты — капер, а когда не нужен — пират?

Правящий класс тогдашних колониальных держав вел бесконечные войны за мировое господство, эксплуатировал собственный народ и выкачивал все богатства из колоний. И все это с одобрения христианской церкви, которая также имела свою долю в том или ином виде. В этом смысле все было абсолютно законно и морально оправданно.

Вот и выходит, что пираты были все-таки более справедливыми (на фоне того бардака, который царил в мире) и не такими лицемерными.

Кстати, их общее число было не так уж и велико. По некоторым оценкам речь идет о 1500 человек. Военный флот Великобритании насчитывал в те времена от 15000 до 45000 человек. В чем же тогда состояла их реальная угроза?

Джеймс Эдвард Баттерсвортс, «Британский фрегат, атакующий пиратский люгер ночью»
Джеймс Эдвард Баттерсвортс, «Британский фрегат, атакующий пиратский люгер ночью»
Фото: artchive.ru

Миф 4: «Это просто морские разбойники и ничего больше»

Именно такой ярлык пиратам повесили те, кто их реально боялся.

Но парадокс заключается в том, что пираты Золотого века придумали многие прогрессивные вещи:

  • «социальные выплаты» в эпоху, когда труд ремесленников немногим отличался от труда рабов;
  • системы управления, которые успешно применялись и для военных операций, и для более мирных проектов;
  • пиратские кодексы, которые обогнали во времени все демократические правовые наработки;
  • собственные государства (пиратские республики);
  • кругосветные путешествия и открытия.

Все это слишком объемно, чтобы уместить в одной статье.

Конец Золотого века пиратства

Отвечая на вопрос в заголовке «Кем были пираты Золотого века пиратства?», проще сказать, кем они не были никогда — слугами и рабами правящего класса. Вот за это их и не любили.

Дон Маитз, «Пиратский корабль»
Дон Маитз, «Пиратский корабль»
Фото: artchive.ru

Конечно, пираты грабили (не без этого!), но при этом они были военными, путешественниками, перевозчиками товаров, революционерами и просто отличными мореплавателями.

Интересно, что в определенные моменты истории ряды пиратов пополнялись опытными моряками и офицерами, которые оставались не у дел по завершению очередной войны.

Таким образом, пиратство было действительно значительным социальным явлением.

Правящая элита, выкинув самую активную часть населения на задворки общества (в буквальном и географическом смысле), фактически помогла появиться этому феномену. Когда власть имущие нуждались в помощи, они всячески «заигрывали» с лидерами корсаров, пока однажды те не стали для них слишком опасными. Не столько из-за потери своих захваченных кораблей, сколько из-за свободного образа жизни «морских разбойников» и возникающих в их среде прогрессивных идей.

И все же пираты успели повлиять на общество, пока их репутация не была окончательно подорвана. Вслед за этим пришел конец Золотому веку пиратства.

Статья опубликована в выпуске 4.07.2020
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (6):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Наталья и Игорь, вам тоже спасибо за ценные комментарии.

  • Бесподобная статья. Зачиталась.
    Полагаю, что пираты всё-таки были отнюдь не "мальчиками-паиньками", но то, что им приписывают много того, чего они не совершали - это правда.
    Кстати, морские пираты оказывается существуют и в наше время, а я не знала.

    Оценка статьи: 5

    • Григорий Шарапа Григорий Шарапа Мастер 9 июля 2020 в 12:35 отредактирован 9 июля 2020 в 12:36

      Магдалина, спасибо за внимание. И рад, что вам понравилось. Значит не зря работаем.

      Да, конечно, никто их не оправдывает. Но цель статьи - именно историческое и социальное значение явления. Также про прочих пиратов (смотрю пошла дискуссия), в тч про современных мы здесь не говорим.

      Изредка пишу и на такие темы. Благо попалась интересная литература, вот поделился мыслями.

  • "Пират" - это ругательное слово.
    Пиратов, собственно, почти и не было.
    А вот корсары, флибустьеры, каперы, т.е. военные моряки разных держав с правом ограбления кораблей врага - это именно то, что сегодня называют пиратами.

    Оценка статьи: 5

    • Игорь Вадимов, из Вики:
      Слово «пират» заимствовано в XVII веке из фр. pirateб из лат. pirata, из греч... «искать счастья»+ «попытка» В поэме «Одиссея» упоминаются финикийские пираты, похищавшие людей с острова Сирос и продававшие их в рабство. Античные пираты, в отличие от пиратов Нового времени, нападали не столько на суда, сколько на прибрежные посёлки и отдельных путников, с целью захвата их и продажи в рабство.
      Значит, "пираты", какими бы они ни были, определялись не бранным словом. Ругательным оно стало позже.

      Оценка статьи: 5

      • Наталия Нечухаева, "пират" - синоним "морской разбойник". Да, это слово произошло, возможно, не буду спорить, от слова "искатели счастья".
        На Средиземном море пираты были и во времена Древнего мира и позже.
        Но, начиная со Средних Веков и открытия Америки в Вест Индии и на морях, омывавших Европу практически на 90% пиратским промыслом занимались
        1. флибустьеры
        2. корсары
        3. каперы.
        Все они пиратствовали, т.е. грабили на морях - но под защитой патента "своего" государства.
        При этом "чужих" флибустьеров и каперов всегда ругали "пиратами".
        Пират - это тот, кто грабил на морях, не будучи прикрыт патентом на грабеж.
        Это факт, опровергай его - не опровергай.

        Оценка статьи: 5