Все без исключения языческие праздники были тесно связаны с природой и происходящими в ней событиями. Каждый обряд таил в себе глубокий сакральный смысл и призван был обеспечить мирную жизнь, богатый урожай, лад в семьях, здоровье всем членам РОДа, благосклонность богов.
Язычники не были рабами божьими, их покровители этого не требовали. Наши предки относились к своим богам с уважением и почтением, как к учителям, наставникам, которые могут дать новые знания, помочь преодолеть напасти, защитить от беды, подсказать верное решение, но могут и отвернуться от тех, кто не ценит их помощь и защиту.
В честь богов устраивались грандиозные и совсем не пуританские праздники. На летнюю пору приходились важные события, которые отмечались широкими народными гуляньями, плясками, потехами и даже маскарадами.
В самом начале лета восточные славяне чествовали Ярилу, бога весеннего солнца. Полностью исполнив свою миссию, Ярила уступал место на небосводе своему летнему воплощению — Купале (или Купайле), и люди благодарили юного бога за расцветшую весной природу, за ее силу и красоту.
По традиции, в Ярилин день умывались утренней росой на рассвете — она считалась целебной, а также весьма полезной для будущего урожая. Поэтому, умывшись, необходимо было и нивы окропить. И не забыть про свой дом — чтобы все его обитатели были здоровы, а дом крепок и надежен.
Поскольку Ярила покровительствовал не только домашним, мирным, но и военным делам, то после проведения утреннего обряда переходили к посвящению юношей в воины. Молодые парни должны были пройти ряд испытаний. А это было не так-то просто — признанные бойцы, не раз спасавшие РОД от врагов, были строги и придирчивы к новичкам, ведь в бою нужна не только отвага. Ловкость, сила, умение обращаться с оружием, навыки выживания — вот что должны были продемонстрировать будущие защитники РОДа.
Испытания продолжались весь день, до вечера. Ну, а затем наступал черед роскошного пира с изобильным застольем. На пир собирались все — от мала до велика, и всем находилось и угощение, и занятие. Молодежь веселилась, пела, плясала, как и положено молодым людям во все времена. Семейные, степенные РОДичи обсуждали свои дела, виды на урожай. А кто-нибудь из старейшин, собрав у костра детей, рассказывал им о подвигах их предков, о героях и богах, о битвах и победах, о любви и красоте…
Целая неделя до дня летнего солнцестояния была посвящена русалкам. Русальная неделя, или иначе Русалия, знаменовала некий переходный период от посевных работ к ожиданию урожая. Женщины проводили тайные обряды, оставляя хозяйство и детей на мужчин на целую неделю. И мужчины относились к этому с пониманием: ведь у их жен была важная задача — им необходимо было задобрить водных, лесных и луговых духов, чтобы они не навредили РОДу, не погубили урожай, не наслали болезни, сохранили детей.
Самой главной ошибкой на русальной неделе считалась… работа. Да-да, ни в коем случае нельзя было работать в эти дни. А иначе русалки могли разобидеться, и тогда уж от них можно было ожидать чисто женской мести. Длинноволосые девчонки могли в одну ночь вытоптать посевы. Или наслать холодные ливни. Или даже бурю. А могли и засуху устроить. Так что шутить с ними было себе дороже.
Так, соблюдая все приметы и исполняя надлежащие обряды, люди плавно переходили к самому значимому, центральному летнему празднику, знаменующему день летнего солнцестояния — Купале.
Славянский праздник Купалы завершал Русальную неделю, его кульминация приходилась на самую короткую ночь в году. О, это было грандиозное действо! Праздник воды и горячего летнего солнца, стихий, несущих жизнь и тепло, дарящих любовь, радость, счастье!
Весь день шла подготовка к торжеству, а вечером, когда заходящее солнце золотило верхушки деревьев, народ собирался на высоком берегу реки. Там вспыхивал огромный костер — купалец, искры летели в темнеющее небо. Отдельно неподалеку разгорался малый купалец — через него и будут прыгать отважные искатели любви и семейного счастья.
Девушки, нарядные, в лучшей одежде и в мастерски сплетенных венках, присматривали себе пару, чтобы потом сигануть через костер, крепко держа за руку понравившегося парня. Инициатива исходила от девушки, но парень мог и отказаться — ведь прыжок через купалец совершался на виду у всех и фактически знаменовал собой помолвку. Если руки во время прыжка не расцеплялись, то можно было и о свадьбе подумать.
Захватывающие дух прыжки и веселые хороводы продолжались всю ночь, а под утро суженые шли с факелами к реке. Факелы тушили, окуная в воду — как и народные сказки, праздник заканчивался свадьбой. В данном случае — свадьбой двух важнейших стихий: воды и огня…
Лет 50 назад один поэт написал "...Опять он здесь. Я завтра явится Такие зрители - беда. Вам все на выставке не нравится Зачем Вы Ходите...