• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Максим Мищенко Грандмастер

Какой была «потешная» флотилия Петра Первого?

Военно-морской флот, который прочно увязывают с именем Петра Великого, вообще-то, существовал и до него. Отец Петра, Алексей Михайлович, приложил усилия к тому, чтобы военные суда появились на Волге и Западной Двине, ещё в середине ХVII столетия. Но именно Пётр Первый способствовал всемерному развитию флота, его укрупнению и приданию ему прочной, регулярной основы.

Д. Н. Кардовский, «Петровская флотилия на Переславском озере 25 августа 1692 года», 1927 г. Фото: добросовестное использование

По этой причине многие историки и считают именно Петра основателем военно-морского флота России. Но началось всё не сразу.

Известно, что Пётр Первый рос любознательным и склонным к различным наукам, в том числе и точным. В возрасте 14 лет у него уже были астролябия и готовальня, которыми его быстро научили пользоваться голландцы, проживающие в Москве.

В 1688 году в возрасте 16 лет Пётр обнаружил в селе Измайлово, в большом амбаре, голландский ботик. Это судно когда-то принадлежало одному из Романовых. Пётр выяснил, что ботик — довольно интересное судно, потому что под парусами может ходить как по ветру, так и против него. Это заинтересовало юного самодержца.

Под руководством одного из голландских мастеров, строившим суда в России ещё до правления Петра, ботик был восстановлен. Юный Пётр Первый лично опробовал восстановленное судно в деле. Результат его более чем удовлетворил. Однако на реке Яузе, где сначала плавал на восстановленном ботике Пётр, было тесновато.

А. Д. Кившенко, «Петр І за рулем парусного ботика на Яузе-реке», 1880 г.
А. Д. Кившенко, «Петр І за рулем парусного ботика на Яузе-реке», 1880 г.
Фото: общественное достояние

Тогда судно перевезли в Измайлово, на Просяной пруд. Но и там просторы были не те, что хотелось бы. Тогда будущий император испросил у матери разрешения посетить Троицкий монастырь близ огромного Переяславского (Плещеева) озера. Тут Пётр немного схитрил, так как он хотел, помимо монастыря, посетить ещё и Плещеево озеро, которое было весьма обширным для плаваний ботика.

На означенном озере Петру всё понравилось, и он, воодушевлённый, вернулся в Москву. Там ему удалось получить разрешение у своей матери строить в Переяславле различные суда. И работа по строительству кораблей, пусть и небольших, началась в августе 1688 года.

Первые пять судов флотилии Петра были готовы в июне 1689 года. Они были тотчас же опробованы на озере.

Вскоре на южном берегу Плещеева озера соорудили отдельную слободу для кораблестроителей. Тут были мастерские, хозяйственные помещения, место для ночлега и столовая. Для строительства слободы даже ввели на местных жителей временный налог.

Интересно, что в этой слободе находились и многие из так называемого «потешного» (Преображенского) полка. Полк этот был сформирован ещё отцом Петра — Алексеем Михайловичем. В эту особую военную единицу набрали детей буквально четырёхлетнего возраста из семей придворных конюхов.

Эти «потешные» солдаты, тем не менее, росли и постигали с взрослеющим Петром азы военной науки. Ну, а когда началась постройка судов в Переяславле, многие «потешные» выдвинулись и туда. Тем более что каждого из них Пётр Первый хорошо знал и мог доверять им в полной мере.

В общем, работа на Плещеевом озере продолжалась несколько лет.

Известно, что к лету 1692 года на означенном водоёме в общей сложности опробовали до 100 судов различных вариантов. Сюда же молодой Пётр привозил на манёвры (в качестве зрителей) свою мать, жену и сестру Наталью. Ну, и всяких знатных людей из числа бояр и князей.

Ботик «Фортуна». Условия, в которых сохранялся ботик, позволяют думать, что его построил царь Пётр I. 2005 г.
Ботик «Фортуна». Условия, в которых сохранялся ботик, позволяют думать, что его построил царь Пётр I. 2005 г.
Фото: Переславль-Залесский музей-заповедник. Собственная работа, по лицензии CC BY-SA 4.0
Ботик «Фортуна»
Ботик «Фортуна»
Фото: Общественное достояние

Интерес к Плещееву озеру остыл у Петра к концу 1692 года. И тогда же «потешная» флотилия вроде как перестала существовать.

Однако не следует забывать, какое огромное значение имела она для становления русского флота и военно-морских кадров. Собственно говоря, сам Пётр о своём юношеском увлечении не забыл. Например, готовясь к Азовскому походу (случившемуся в 1696 году), Пётр Первый лично приехал в Переяславль, дабы выбрать там подходящие для своего военного мероприятия морские пушки.

В 1697 году будущий император решил было даже доставить один из кораблей «потешной» флотилии на Волгу. Однако эта затея не осуществилась.

Года через три царь издал указ, предписывающий хранить суда переяславской флотилии в надлежащем виде. Поначалу всё было хорошо, но потом началось обычное разгильдяйство, пока в 1722 году уже зрелый Пётр не посетил Переяславль. Обнаружив, что суда его юности местами сгнили, император сурово отчитал местного воеводу и повелел корабли восстановить.

Что и было сделано силами мастера Шелудякова и трёхсот безымянных крепостных из близлежащих монастырей. Для пущей сохранности корабли перетащили к городскому валу Переяславля и установили под обширными навесами. И всё было бы ничего, но в 1788 году сильный пожар уничтожил эти суда безвозвратно…

Плещеево Озеро и Никитский Монастырь, вид с Ботика
Плещеево Озеро и Никитский Монастырь, вид с Ботика
Фото: Melikamp. Собственная работа, по лицензии CC BY-SA 4.0

Впрочем, до нашего времени вполне благополучно «дожили» два ботика Петра Первого.

  • Один из них после ряда переездов с 1940 года обосновался в центральном военно-морском музее в Петербурге.
  • Другой же, после реставрации, с 1803 года находится в музее на берегу Плещеева озера.

И оба этих небольших судна — из той самой «потешной» флотилии…

Статья опубликована в выпуске 1.02.2021
Обновлено 2.11.2024

Комментарии (1):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: