В общем, немецкое командование так и не решилось высаживать на остров десант, и многие военные действия до 1944 года между англичанами и немцами происходили на море.
Незадолго до начала Второй мировой войны флот англичан пополнился новыми кораблями — морскими охотниками. Это были большие быстроходные катера, вооруженные несколькими зенитными пулемётами, а также изрядным количеством торпед и глубинных бомб.
Как следовало из названия, описываемые корабли по причине своей быстроходности должны были быстро нападать на суда противника и его подводные лодки, а затем так же быстро покидать поле боя.
Экипаж такого морского охотника составлял 9−10 человек, а длина доходила до 20−25 метров. Корпус такого судна, кстати, был без брони. Делалось это для облегчения общего веса катера и, как следствие, увеличения его быстроходности.
Когда в 1940 году гитлеровская армия без особых усилий захватила Францию, ей достался и город Сен-Назер в устье реки Луары. А вот в этом городе находились верфи, защищённые от Атлантического океана железобетонными укрытиями. И немцы тут же принялись на этих самых верфях строить свои новые подводные лодки.
Помимо этого, именно в Сен-Назере был один-единственный на всю Францию (именно на Атлантическом побережье) сухой док. В котором, по данным разведки, должен был появиться грозный гитлеровский линкор «Тирпиц».
Англичане, конечно же, понимали, что «Тирпиц» в Атлантическом океане им не нужен. Поэтому в феврале 1942 года английское военное руководство решило провести опасную, но весьма заманчивую операцию по уничтожению французского дока и его механизмов.
28 марта 1942 года английский эсминец «Кемпбелтаун» в сопровождении двух катеров и 16 морских охотников двинулся в сторону Сен-Назера. Когда эсминец приблизился к цели, в небе появились английские самолёты, для того чтобы отвлечь немецкие силы ПВО.
Однако полностью обмануть немцев не удалось. Они обнаружили корабли противника, осветили их огнём множества прожекторов и открыли сильный огонь в сторону судов.
«Кемпбелтаун» стрелял в ответ и двигался в сторону дока. Он стремительно протаранил железобетонную стену сооружения и хорошенько вклинился в шлюз. При этом английский корабль продолжал стрелять в направлении доковых сооружений, чтобы нанести максимальный урон строениям и противнику.
Убедившись, что эсминец надёжно застрял в доке, трюмный машинист открыл кингстоны английского корабля, и тот стал тонуть. Разумеется, при этом он наглухо заблокировал выход из шлюза.
Таким образом, задача по приведению дока в Сен-Назере в неисправное состояние была выполнена.
Хотя англичане добились успеха, он дался им нелёгкой ценой. Дело в том, что из 16 морских охотников уцелело всего пять. Добавьте к этому тех погибших десантников, которые находились на каждом из потопленных катеров. А ведь после окончания операции уцелевшие морские охотники были настолько повреждены, что обратно вернулось не пять, а всего три судна!
Но успех английской военной операции был несомненен. И он укрепился, даже после того, как уцелевшие английские катера вернулись к родным берегам. Дело в том, что немцы спешно создали комиссию для восстановления такого нужного для них дока. И вот когда 40 старших офицеров и куча солдат находились на месте вчерашнего боя, раздался сильный взрыв. Это сработало взрывное устройство в трюме английского эсминца, благодаря чему вся немецкая комиссия погибла, а вместе с ней ещё и много рядовых.
После этого немцы было успокоились, однако через два дня бабахнула торпеда замедленного действия, выпущенная одним из английских катеров. Люди, которые находились поблизости, побежали в укрытие. В этот момент взорвалась ещё одна подобная торпеда, и на берегу началась невообразимая паника.
Немецкие солдаты, оставшись почти без старших офицеров, вообще решили, что в городе орудуют английские десантники. Дошло до того, что вечером и ночью в Сен-Назере вспыхивали перестрелки в различных местах. Ситуацию удалось сгладить лишь дней через десять, когда стало понятным, что взрываться больше нечему.
Вернувшиеся домой английские моряки доложили, что задача выполнена. Английская авиация подтвердила эти слова, и теперь ситуация на Атлантическом направлении для Великобритании стала значительно лучше.
Так что рейд на Сен-Назер не был безрассудством, как бы ни хотели это доказать нынче некоторые «альтернативные» историки.
Спасибо за малоизвестный эпизод ВМВ. После ПМВ мало что изменилось и если да, то в худшую сторону. Оценка: 5+
0 Ответить
Сергей Дмитриев, спасибо и Вам!
0 Ответить