В том числе советские конструкторы во главе с инженером Астровым конструировали плавающий танк Т-40. Эта интересная машина была готова и всесторонне испытана перед началом войны. Весила она всего 5,5 тонн, имела двигатель объёмом в 85 лошадиных сил и оснащалась радиостанцией.
Так как совсем скоро началась Великая Отечественная, то Т-40 срочно запустили в производство. Изготавливать его стали в Москве.
Однако в первые же недели применения советского плавающего танка стало очевидным, что он представляет собой довольно слабую боевую единицу. Броня у легкого танка была тонковата, да и вооружение могло быть эффективным, а имевшееся применялось, в основном, для борьбы с пехотой противника.
Тогда советское руководство приняло решение нарастить выпуск танков Т-50, которые уже производили в Ленинграде. И тут выяснилось, что сделать это будет не так-то просто, даже если сильно мобилизоваться.
Дело в том, что Т-50 был сложнее в производстве. Он, кстати, и весил больше — 14,5 тонн, то есть более чем в два раза, нежели Т-40.
К тому же, в Ленинграде Т-50 делали не на одном заводе, а на нескольких десятках смежных предприятий. А поди организуй это на новом месте!
Тогда конструктор Т-40 Николай Астров решил практически подпольно, по ночам, заняться переделкой танка Т-40 в новый танк уменьшенных габаритов, но с усиленной бронёй и вооружением.
- Вместе с единомышленниками Астров за две с половиной недели (!) изготовил и реализовал в металле новый танк Т-60.
Он весил около 6,5 тонн, имел хороший наклон лобовой брони и башню из наклонных листов толщиной в 35 мм. Вооружение на танке было весьма перспективное — 20-миллиметровая авиационная пушка ШВАК со скорострельностью 800 выстрелов в минуту!
Николай Астров и военный представитель Окунев срочно написали письмо в ЦК с описанием своего детища. Ответ пришёл на следующий день — по поручению Сталина танк оценил на месте народный комиссар танковой промышленности Малышев.
В общем, боевую машину приняли на вооружение. И поручили её производить сразу на трёх заводах — харьковском, московском и горьковском. Однако тут приключилась оказия, обусловленная военным временем.
Харьковский завод стали спешно эвакуировать. Та же участь ждала и московский завод совсем скоро. Таким образом, основную нагрузку по изготовлению танка Т-60 взял на себя горьковский автомобильный завод (ГАЗ), а уж потом к выпуску танка подключились и эвакуированные предприятия.
Всего же для нужд советской армии было выпущено 4800 танков Т-60. Они имели неплохую проходимость и оснащались предпусковым подогревателем, что было весьма актуально для зимы.
По свидетельствам очевидцев, танки Т-60 неплохо показали себя при обороне Москвы, Ленинграда и боях конца 1941-го, начала 1942 годов.
Опыт применения танков Т-60 показал, конечно, и слабые их стороны. Тогда Николай Астров прибыл на горьковский завод для обстоятельной беседы с главным конструктором предприятия — Андреем Липгартом.
И совсем скоро несколько конструкторов во главе с Астровым спроектировали новый танк Т-70. В чём же была его новизна?
- Машина Т-70 была заявлена как лёгкий танк. Однако его масса составила 9 с лишним тонн. Так сделали специально для усиления лобовой брони и башни. В этих местах толщина броневого листа доходила до 45 мм.
- Пушка на Т-70 была вполне неплохой на тот момент — калибром 45 мм.
- Башня танка всё так же, как и в Т-60, имела хороший наклон лобовых листов брони.
- Очень важным было то, что Т-70 имел мощный двигатель в 140 лошадиных сил, что, конечно же, тут же оценили в войсках.
Известно, что серийный выпуск упомянутой машины начался в марте 1942 года. А за год, то есть к лету 1943 года, таких танков изготовили 8200 штук. И они вполне успешно воевали против фашистов вместе с легендарными советскими танками Т-34, КВ и ИС.
Лет 50 назад один поэт написал "...Опять он здесь. Я завтра явится Такие зрители - беда. Вам все на выставке не нравится Зачем Вы Ходите...