Первобытный охотник ежедневно рисковал пасть жертвой разъяренного зверя. Освоив производящее хозяйство, люди смогли оставить за стенами жилищ опасных хищников и наводнить загоны вкусной домашней скотиной. Про живые организмы, невидимые глазом, они не догадывались. Их потомкам придется долго искать способ сначала обнаружить бактерий, а потом доказать, что некоторые из них опасны для человека.
В венгерском городе Ходмезевашархей есть музей, носящий имя уроженца этих мест — художника Яноша Трояни. Славится он богатой коллекцией этнографических предметов. Помимо народного рукоделия прошлого века, там есть экспонаты, представляющие неолитическое прошлое края. Чтобы увидеть интересующие нас находки, придется добраться до Сегеды. Там в музее имени археолога Ференца Моры хранятся костные останки первых жителей Ходмезевашархей.
Пациент
На том месте, где и сегодня стоит Ходмезевашархей, люди построили первые жилища в эпоху неолита. Это были скотоводы и земледельцы, не знавшие войн с соседями и любившие своих близких. Когда кто-то из соплеменников умирал, его хоронили рядом с домом.
Исследователи обратили внимание на состояние костей некоторых из погребенных, свидетельствовавшее о тяжелых заболеваниях. Археологические раскопки у Ходмезевашархей и попытки выяснить, какой именно недуг поражал местных жителей, начались в конце 70-х годов ХХ века. Поставить окончательный диагноз нашим далеким предкам удалось десять лет назад.
Рассмотрим историю болезнимолодого человека, жившего в сообществе первых фермеров 4−5 тыс. лет назад. Когда его сверстники уже подумывали о женитьбе, он не мог выполнять даже самую простую работу в доме. Моральные страдания были так же сильны, как физические: сильная боль во всем теле мешала передвигаться, даже опухшие пальцы не слушались. Семья заботилась о нем до последнего дня. Жизнь юноши оборвалась на 19−20 году.
Первое, чем привлекает внимание скелет несчастного парня, это разрастание надкостницы. Выглядит это, как будто кость была покрыта картоном, который потом кто-то исцарапал иглой. Данная патология носит название синдрома Мари-Бамберга. Воспалительный процесс, который деформировал кости несчастного, вызван перманентной гипоксией. Постоянный недостаток кислорода вызывают различные заболевания дыхательной и сердечно-сосудистой систем, включая злокачественные новообразования.
Диагноз
Среди причин развития синдрома Мари-Бамберга есть и туберкулез легких. Эта версия, по мнению ученых, была самой правдоподобной. В пользу данного диагноза свидетельствуют и характерные патологические изменения на ребрах, позвонках и черепе пациента из неолита. Учитывался и молодой возраст покойного, и наличие подобных патологий на скелетах его соплеменников.
Неоспоримые доказательства того, что гипотеза, выдвинутая на основании морфологии повреждений, верна, были получены в XXI веке благодаря современным технологиям. Сделали это ученые из Эдинбургского университета. Из останков жителя доисторического Ходмезевашархей выделили ДНК Mycobacterium tuberculosis. Также были обнаружены липидные биомаркеры инфекции, вызывающей туберкулез легких. Результаты исследования можно найти в октябрьском номере журнала PLOS ONE за 2013 год.
Венгерские историки из Археологического института Университета Этвеша Ларанда реконструировали жилье своих неолитических предков и представили результаты работы в брошюре, изданной в 2012 году. Просторный дом вмещал в себя жилые и хозяйственные помещения, включая место для домашнего скота. Люди жили скученно, санитарная обстановка была ужасной.
Изучение предметов культа показало, что основой хозяйства жителей венгерского неолита было земледелие. Недостаток белковой пищи и условия проживания открывали для палочки Коха ворота в организм каждого жителя деревни.
Выводы
Не спешите жалеть бедняжек-археологов, которые наверняка после обнаружения нашего пациента все перемерли. В костных останках были обнаружены не бактерии, а их фрагменты. Заселят организм человека они с той же вероятностью, с которой туфли из кожи крокодила откусят ногу. Археологи и команда, проводившая поиск следов бациллы, живут и здравствуют.
Вне организма Mycobacterium tuberculosis может сохранять жизнеспособность, а значит, и представлять опасность для нас, почти полгода, но не больше. Не пустить ее в организм не позволить разгуляться там можно, соблюдая правила, которые нарушал юноша, упокоившийся в венгерской земле:
- Не прикасаемся грязными руками к лицу, не забываем их мыть после прогулок. Не трогаем всевозможное старье, даже если оно кажется привлекательным.
- Отказываемся от некипяченого молока и мяса, не прошедшего термическую обработку. Не едим с товарищами из одной миски, пользуемся только личными средствами гигиены.
- Питаемся рационально. Отказ от продуктов животного происхождения не улучшает экологическую ситуацию, ведь земледелие не менее травматично для окружающей среды, чем животноводство. Заботитесь о природе — сдавайте на переработку пластик, наведите порядок в парке.
- Регулярно проходим медосмотр, включая флюорографию легких. Если что-то беспокоит, обращаемся к лечащему врачу, а не к местному шаману.
Как уже было сказано, бактерии, убивавшие людей в каменном веке, сами умерли и не способны причинить вреда. Это не значит, что каждый желающий может проводить раскопки. Хотите принять участие в работе археологов — ищите экспедиции, где требуются волонтеры или возможен прием туристических групп. Самодеятельный поиск артефактов является преступлением против исторических памятников и карается, согласно законодательству Российской Федерации.
Будьте здоровы!
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...