Эксперимент, к слову сказать, прилюбопытнейший. Смотрите сами. В газете публикуется объявление о наборе желающих пройти тест. Тест, он и в Африке тест. Заполнить анкету. Поговорить за жизнь на собеседовании. Поприкалываться над пятнами Люшера. Максимум, что придется сделать, так это принять внутрь пару экспериментальных таблеток. Вырастет хвост или уши отвалятся. Не велика беда. Так решили четверо «счастливчиков», прибывших в означенное утро в место, указанное в объявлении. Как и ожидалось, всем раздали по увесистой пачке бумаги с идиотскими вопросами и заперли в белой комнате с привинченными к полу стульями. «Обнадеживающее начало», — решили тестируемые и сели заполнять формуляры.
Одна женщина (Клеа ДюВалл) и трое мужчин. Один темнокожий бродяга, один бывший зек, один невнятный неудачник и мадам, чье прошлое не оставляет никаких сомнений. Все тихо-мирно чиркают галочки в тексте, общаются, делятся предположениями на счет возможного гонорара и опасениями по поводу возможных предложений со стороны хозяев комнаты. Доктор Филлипс, зашедший чуть позже, сумел удивить всех, даже видавшего виды Кроуфорда (Тимоти Хаттон). Особенно удивилась мисс, ибо содержимое ее головы в какой-то момент разговора с милейшим доктором перестало почивать внутри черепа, а вышло подышать воздухом на белоснежную поверхность стены. Бум! Мужики в шоке расползаются по углам, чтобы осознать произошедшее, а д-р Филлипс покидает помещение также спокойно, как несколько минут назад зашел.
В терминологии экспериментаторов труп девушки, истекающий кровью на полу — это вовсе не труп, это раздражитель под номером N, который призван вызвать у остальных обитателей КС (Комнаты смерти) определенные, желательно полностью контролируемые извне, эмоции и поступки. Цель опыта — это предмет споров главных персонажей и суть фильма, поэтому рассказывать об этом не буду (типа спойлер). Однако и без этого зрителю с первых минут становится ясно, что из четверых любителей быстрой наживы к концу эксперимента останется максимум один. Тот, ради кого весь цирк с конями и затевался.
Как следует из всего вышесказанного, картина режиссера Джонатана Либесмана не пышет жаром оригинальности. «Комната смерти», снятая в 2008, выпущенная в мировой прокат в январе 2009, а в России и того позже, 12 августа 2010, явно топчется по следам более успешных предшественников. Как говорится, сценарий буквально напичкан «ушами» других проектов на тему тяжелых взаимоотношений людей в замкнутом пространстве. Речь идет, в первую очередь, о канадской картине «Куб» (1997) и знаменитой «Пиле» (2004). Более того, параллельно с «КС» вышел в прокат ее английский брат-близнец «Экзамен».
Когда фильм имеет столько взаимосвязей и откровенных заимствований, ничего хорошего не жди. Авторы «Комнаты смерти» пошли в неверном направлении: они решили примешать к психологическому триллеру политики и шпионских заморочек, тем самым убив хорошее начало на корню. А уж когда персонаж Петера Стормаре заикнулся в кадре про 11 сентября, я зарыдал в голос и поспешил налить себе чаю, дабы подсластить горечь несбывшихся надежд.
Либесман заявил о себе неплохим приквелом «Техасская резня бензопилой: Начало», а еще раньше хорошей страшилкой «Темнота наступает». Зачем ему было впутываться в явную профанацию с «Комнатой смерти», мне не совсем понятно. Очевидно, что сценарий «КС» абсолютно вторичен, да к тому же перегружен лишними деталями и очень сомнительной мотивацией. И если поступки главных героев (тех, что в комнате), еще можно как-то объяснить и понять, то бесчеловечность и жестокость лиц, наблюдающих за их страданиями, переходит все разумные границы. После этого даже «Пила» покажется гуманным и справедливым фильмом.
За счет чего фильм хоть как-то выезжает, так это за счет актерской игры. Правда, создатели умудрились запихнуть в свой проект сразу двух невнятных актрис, которых я терпеть не могу, Клоэ Севиньи и Клеа ДюВалл. Зато мужские образы удались на порядок лучше. Во-первых, Стормаре, который, несмотря на убогий сценарий, своего доктора Филлипса выписал как по нотам. Во-вторых, Тимоти Хаттон, звезда «Обыкновенных людей» (1981), за которых он получил Оскара, и «Темной половины» (1993) по одноименному роману Стивена Кинга. У Хаттона много проходных ролей, но здесь он был на высоте. Неожиданно понравился Ши Уигхэм в роли Тони, который в более-менее крупных постановках («Форсаж 4», «Плохой лейтенант») обычно мелькает на вторых ролях.
Итоги просмотра неоднозначны. С одной стороны авторы фильма явно облажались по принципу «начали за здравие, кончили за упокой», т.к. задумка была вполне жизнеспособной, а вот реализация подкачала. Финал фильма должен был удивить, но скорее расстроил своей беспомощностью. С другой стороны, сильный актерский состав, который изо всех сил старается вытянуть картину. Потянет с пивом, при условии, что вы не видели «Куб» и «Пилу». В противном случае можете заскучать.
Скоро будет 200-летний юбилей, однако!